Ванг Вьенг, Лаос

Наше путешествие по Лаосу

Наше знакомство с Лаосом началось с Луанг Прабанга, куда мы прилетели из тайского города Чианг Май. В Луанг Прабанге мы провели вечер и день, осмотрели ваты и королевский дворец.

Оттуда мы переехали на автобусе в Ванг Вьенг, где снова провели вечер и день, гуляли вокруг села и ездили на комбинированную экскурсию тюбинг+микропещера+каякинг. Это было самое позитивное впечатление от Лаоса.

Оттуда мы переехали в столицу Лаоса Вьентьян, он нам показался очень скучным, и мы в тот же день хотели уехать на ночном автобусе в Паксе, но не было билетов, так что пришлось задержаться еще на один день. Мы посмотрели больше, но утвердились в своем мнении, что город скучный, и выделять на него больше 0.5-1 дня не стоит.

Утром в Паксе мы хотели снять мотоцикл, чтобы съездить на пару дней на Плато Болавен, но они хотели в залог только паспорт с действительной лаосской визой или 1000-1500 долларов! Учитывая, что в Лаосе популярно воровать арендованные мотоциклы и вымогать с туристов много денег, мы решили не рисковать и отказаться от Болавена. К тому времени мы уже были сыты по горло этой страной, мы все время много и муторно куда-то ехали, чтобы в итоге мало интересного смотреть, там была невкусная еда и дорогущие фрукты, и очень-очень-очень много туристов, так что мы мечтали уже побыстрее убраться в Камбоджу.

Чтобы сменить обстановку, мы решили поехать на юг Лаоса на так называемые 4000 островов: сначала автостопом, а потом на автобусе для местных.
"Четыре тысячи островов" нас тоже разочаровали, мы даже прозвали их "40 тысяч кустов", но зато мы там познакомились с замечательными ребятами Люсей и Егором из Полтавы, потом мы с ними встречались в Сием Рипе в Камбодже, и надеюсь, что может быть встретимся снова :)

Из Лаоса в Камбоджу тоже выезжали муторно, было большое облегчение, что уже покинули эту страну (пришлось заплатить еще по 2 доллара типа "за выездной штамп"). Надеемся, что больше нам не придется туда ехать :)

Видео про Лаос

В Лаосе мы сняли немного видео, вот оно:

Подписывайся на наш канал на Youtube!

Особенности лаосского транспорта (почти мемуары)

Автобусы

Расписания и цены на билеты смотрите на 12go.asia. Там же есть отзывы туристов и рейтинги перевозчиков.

Купить билеты ➜

Автобусы ходят по условному расписанию. Например, мы купили билет из Луанг Прабанга на 7.30 утра. В отель в 7.20 приехала развозка, потом мы долго катались по городу подбирали других пассажиров, потом на автостанции нам сказали садиться в один микроавтобус, потом пересадили в другой. Мы заняли 2 места впереди, но тут пришла какая-то местная тетка, и водитель сказал, что она забронировала место впереди у окна! Потом долго заправлялись. В итоге выехали с автовокзала в 9 утра :(

Багаж прицепили на крышу: хорошо, что у нас есть чехол для рюкзака, а то пришлось бы рюкзак стирать.

Спальный автобус до Вианг Вьенга брать бессмысленно, он едет несколько часов и приезжает посреди ночи.

Серпантин жосцкий, укачало и девочек, и мальчиков, несмотря на таблетки от укачивания :(

По дороге 2 раза останавливались. Туалет 2000 кип. Это нигде не было написано, просто подбежала продавщица еды и начала вымогать. Мы сделали вид, что не понимаем :р

По приезду новая обдираловка - автобус останавливается в 1.5 км от села (за пределами карты лонлипланета), и народ пересаживается на другие минивены по 10000 кип. Мы пешком дошли минут за 15, нашли дешевый гестхаус на окраине, подальше от шумных пабов. Все остальные без малейших сомнений заплатили и поехали "в центр", до которого нам было еще минут 10 пешком. Пока они утрамбовались в этот минивен, мы уже прошли половину пути :)

Из Вангвьенга во Вьентьян вообще был цирк. На минибас не было билетов, так что мы купили билеты VIP, что в Лаосе означает обычный большой автобус и стоит на 10% дороже, на 10 утра. Итого, из отеля нас забрали в начале одиннадцатого. Потом мы тупили на автовокзале. Потом началась погрузка в автобус, я заскочила первая и заняла нам козырные передние места с большим пространством для ног, Серега зашел чуть ли не последним, пытался запихнуть наш рюкзак в багажное отделение. Все это время я отбивалась от желающих занять Серегино место :[ По ходу дела оказалось, что мест не хватило, и еще к нам в автобус влезли люди из отмененного минибаса, который им обещали в 9. Потом им таки нашли минибас, но пришлось выгружать их багаж из большого автобуса... и все равно кому-то не хватило мест и в минибасе! Тогда нашелся второй минибас. Выехали в 11, что по лаосским меркам вовремя.

Спальные автобусы

Спальный автобус (sleeping bus) Вьентьян-Паксе. Конечно, это намного лучше, чем сидеть 10 часов, но места там довольно маленькие: длина 170 см, ширина двухспального места около метра. То есть если вы едете не парой, будете спать с совершенно чужим человеком, а если не повезет, то еще и другого пола. Зато это спальное место абсолютно горизонтальное.

Лаос, ночной автобус

Мы довольны, что уезжаем из Вьентьяна, и еще не знаем, как мы будем тесниться ночью. На фото видно, какое "широкое" спальное место.

Сзади вообще 5-местный диван, на котором вы можете оказаться между двумя храпящими незнакомцами...

Кондиционеры дули нещадно, мы заклеили их скотчем. Угадайте, что было утром? Утром автобус проехал через центр города, на краю центра высадил местных и выгрузил их багаж, а туристов провез еще с километр от центра за пределы карты лонлипланета, и туда тут же подтянулись полчища тук-туков! Пока мы вышли из автобуса, все уже разъехались. Мы пошли пешком, по дороге купили на рынке для местных папайю по цене как для местных и съели ее на ближайшей лавочке :)

Аренда мотоцикла

Аренда мотоцикла довольно дорогая: от 50000 за полдня в Вангвьенге до 180000 за день в Луанг Прабанге за дешевый мопед. Мы собирались арендовать мотоцикл в Паксе для поездки на плато Болавен, но пришлось отказаться. В наличии были только маломощные полуавтоматы Honda Wave 100-110 кубиков по 60-70 тысяч кип или автомат Honda Scoopy за 100 тысяч, и за них просили в залог или паспорт, или аж 1000-1500 долларов!!! Учитывая, что в Лаосе процветает воровство арендованных байков их хозяевами, мы не стали так рисковать.

Обычные страховые полисы не покрывают катание на мотоциклах и мопедах! Нужна отдельная спортивная страховка. Оптимальный вариант - это купить для активных дней полис от Worldnomads - это международная страховка, оформляется онлайн, даже если вы уже в путешествии, и покрывает катание на мотоцикле.

К сожалению, для украинцев и белорусов Worldnomads не продается (но можно купить, если вы резидент другой страны, которая есть в их списке).

Для Украины есть сайт с разными страховками - там можно подобрать полис с опцией спорта. Только не берите Провидну и страховые с ассистансом Balt Assistance - у нас с ними был очень плохой опыт!

Автостоп

Из Паксе на 4000 островов пытались добраться автостопом. За 3 часа проехали всего 50 км на 3 машинах, из этих 3 часов почти 2 часа стояли, потом остановили местный автобус и еле в него влезли (платили в нем, конечно). Чем дальше от Паксе, тем хуже шел стоп, трафика было очень мало. С местными не пообщались, потому что их английский был очень слаб (а два раза из трех мы просто ехали в кузове). На трассе познакомились с семьей канадцев из 4 человек, они ни автостопом, ни автобусами не могли уехать (в наш тоже не влезли, т.к. мы поймали его уже в 1 км от них по ходу трассы, а их внутри не было). По пути автобус остановился в селе, тут же подбежала толпа торговок, и они начали тыкать рис в бамбуковых палочках, жареных куриц и куриные лапы прям в окна автобуса :) Местные накупили еды, и потом всю оставшуюся дорогу кидали мусор в окна.

Автобус для местных Паксе - Дон Дет , продают рис в трубке

Поезд

Поезда по Лаосу не ездят, железной дороги по факту нет. Есть кусок жд ветки из Таиланда во Вьентьян, но жд вокзал находится где-то в поле без нормального сообщения с городом.

Велосипед

По городу можно кататься на велосипеде, но это может понадобиться только во Вьентьяне. Остальные локации очень маленькие.
Мы видели туристов, которые ездили по Лаосу на велосипеде - они были покрыты толстенным слоем пыли. Ну и дороги там такие, что отобьешь себе все даже на самом мягком велике. И надо иметь очень сильные ноги, как у чемпионов Тур-де-Франса, чтобы педалить по горным районам.

Лаосские зарисовки

1. Лаосцы дерут деньги по любому поводу. Начинается это при получении визы. Например, официально виза для граждан Украины, России, Беларуси, Казахстана и многих других стран стоит 30$, но при этом висит табличка про какой-то 1$ service charge, то есть сбор за сервис, который они явно кладут себе в карман. При выезде требуют по 2$ "exit stamp".

2. Дальше идет оплата за каждый чих: на ремонт провала за проход по мосту, за подъем на холм, за каждый хоть немного популярный ват.

3. В Луанг Прабанге пиво начинают пить с утра. Пива есть три сорта: Lager, Gold Lager, Dark. Самое лучшее Gold Lager, вполне нормальное Lager. Dark крепкое и невкусное.

4. Лаос - очень-очень-очень туристичная страна. Везде толпищи иностранцев, намного больше, чем в Таиланде, Малайзии.

5. Дороги плохие: все в ямах, на севере еще и много серпантинов.

6. Народ говорит на английском и немного на французском.

7. В отличие от Малайзии, Индонезии и Таиланда, здесь есть хлеб! Короткие французские багеты, а не только тостерный резиновый хлеб длительного хранения. Позже оказалось, что в Камбодже и Вьетнаме тоже есть хлеб, но тогда это был такой восторг! Соскучились мы за хлебом за 4 месяца пути.

8. Женщины носят короткий саронг - до середины икры, чаще всего он темно-синий с широкой серебристой полосой с орнаментом внизу.

9. Мало людей курят. Везде висят таблички о запрете курения.

10. Банкоматов и обмена валют много. Коммиссия в банкоматах от 20 до 40 тысяч кип (2.5-5$), лимит на снятие в среднем 200 тысяч кип (50$).

11. Время - понятие растяжимое. Опоздание отправления автобуса на 1-2 часа - это норма. Забыть забрать туристов на автобус - это тоже ок.

12. Обменять кипы на доллары перед отъездом с 4000 островов можно было по грабительскому курсу 9000-10000 кип за доллар (обратный курс 8000-8100). Обменять кипы на любую другую валюту за пределами Лаоса невозможно.

13. В интернете пишут, что в Лаосе все цены в долларах, но реально это не так: отели, еда и транспорт по стране в лаосских кипах, а транспорт в другую страну или дорогие экскурсии в долларах, но принимают и кипами.

14. А еще тут оригинальные банана панкейки блины с бананом...

Лаоский блин с бананом

Отели в Лаосе

Правила проживания в лаосских отелях строги и отличаются особенным английским :)