Правда ли, что GR20 на Корсике - это самый сложный поход в Европе? Я прошла его весь соло и рассказываю про мои приключения и опыт.

Поход GR20 на Корсике считается самым тяжелым из длинных походов в Европе. 180 км, перепады вверх и вниз по 12+ тысяч метров, много болдеринга, скакания по камням, сыпуха, но нереально красивая природа.

Поход рассчитан на 15 дней, я прошла его за 13 (можно было за 12, но не хотелось мокнуть). Это был мой первый соло поход, то есть все дни я шла сама, без компании и без гидов.

Про GR20 в интернете всякая противоречивая информация: одни пишут, что там было так сложно, что им хотелось лечь и сдохнуть, другие - что участки были немного техничными, они их быстро пробегали, а потом не знали, чем заняться на кемпингах.

Кроме сложности, там еще и нереально красиво :)

поход gr20 корсика

По красоте этот поход у меня однозначно в топ-3, даже наверное в топ-1, хотя я прошла не одну тысячу километров по горам Крыма, Карпатам, Перу, Боливии, США, Патагонии, Норвегии, Турции, Тянь-Шаня, Грузии и Новой Зеландии.

Мировой рекорд по прохождению GR-20

Сначала хочу показать вам видео из Red Bull TV про впечатляющий трейлран на Корсике - в июне 2016 года француз François D'Haene пробежал этот трейл за 31 час 6 минут - без сна и с короткими остановками.

Посмотрите видео, там отличные съемки самой тропы, и отлично показан весь мандраж перед гонкой и как Франсуа он преодолевал эту дистанцию.

Подписывайся на наш канал на Youtube!

А теперь расскажу, как этот трек шла я.

День 0. Перелет на Корсику.

Я брала билеты на Корсику всего за три недели до вылета, поэтому вариантов было немного, но зато поймала промо от Люфтганзы: бизнес был немного дешевле, чем эконом+багаж.

В аэропорту Бастии (Bastia) мне пришлось брать такси до Каленцаны (Calenzana), потому что автобус и поезд только утром, и на добирание ушел бы день, а у меня было всего 13 полных дней на острове.

Таксист сказал, что довезет за 200 евро, потом зачем-то включил счетчик, вышло 218 с заездом в супермаркет за газом и на заправку, но он все равно взял 200.

Я купила баллон Campingas в супермаркете Carrefour. Хорошо, что взяла переходник.

Ночевала на кемпинге Gite d-Etape в Каленцане.

День 1. Жара и красота

Вышла на рассвете, чтобы успеть пройти побольше до наступления жары. Есть не хотелось вообще, впихнула в себя батончик и пошла. Было как-то влажно и жарко. Тропа нормальная, есть ручьи, больше, чем на карте. Я все ожидала, где же это страшное карабкание под палящим солнцем, про которое все пишут, а его все не было. А было ощущение какой-то подставы: ни чвякающей грязи и луж во всю дорогу, ни зарослей жерепа (альпийской сосны), ни горганских камней, ни буреломов (привет, Карпаты). И много тени. Хммм.

На первом же привале меня ждал эпик фейл! Баллоны, которые я купила, не подходят ни к горелке, ни к переходнику :( Я сильно опечалилась и даже хотела зашвырнуть их подальше в кусты, но совесть не позволила это сделать.

На перевале Boca a u Saltu меня поджидали офигенно красивые виды во все стороны, не хотелось уходить!

И тут же второй эпик фейл: я взяла селфи палку, но оставила дома ту штуку, в которую вставлять телефон. Аааааа!

“Счастье” началось после перевала. Приходилось карабкаться. Здесь я впервые в жизни использовала функцию крепления палок к рюкзаку на ходу stow-on-the-go. Я их то прицепляла, то отцепляла, замучилась бы снимать рюкзак, а в руках держать на этих участках неудобно.

На этом этапе шкрябания немного: на четырех конечностях нужно было ползти в сумме метров 50. Остальное - просто очень каменистая тропа с высокими ступеньками. Зато виды там были бомбезные! Я фотографировала не переставая :) И даже не сильно устала, потому что все время останавливалась на фото.

Затем была ровная удобная тропа, а перед рефьюджем снова каменисто.

Refuge de l’Ortu di u Piobbu находится в красивенном месте с видом на горы. Приятно удивила полка с бесплатными печеньками, сухариками, чаем, сухим молоком и т.п. Оставила там свои баллоны и взамен взяла оставленные кем-то два почти закончившихся дихлофосных - они подошли, ура!

В душ набежала очередь. Нужно брать в очередь читалку. Пока стояла, порастягивалась, и наслушалась вопли тех, кто моется. Вода была ультрабодрящая :)

Непонятно, чем заняться до заката, но второй этап я сегодня не потянула бы. Мне всегда в первый день тяжело идти, во второй уже чуть легче, а потом я привыкаю и ломлюсь вперед :)

Обнаружила бесплатное какао. И изюм. Номномном :) Так хорошо сидеть на террасе с читалкой и котелком какао!

После обеда все затянуло облаками. Людей поприходило видимо-невидимо. Я прям заценила раннее вставание и быструю ходьбу :)

Отсюда еще можно сходить в радиалку на гору Monte Corona. Я уже даже написала в заметках, что не пошла туда, а потом внезапно решила вечером сходить. Начало тропы на карте organic maps неправильное, мне пришлось ломиться по азимуту через кусты. Правильная точка будет в файле с полезными точками, который прилагается к моему путеводителю. К сожалению, я весь этот путь не прошла, только поднялась до перевала, а за ним горы были в облаке. На спуске видела муфлона.

Итого за день 14.5 км, подъем 1750 м, спуск 435 м. Немного, но карабкание и жара.

День 2. Жестяная жесть.

Весь вечер в рефьюдже был шум и гам, мне с десяти метров было прекрасно слышно, но спасли беруши. Спала как убитая. Ночью подмерзла, надела пуховку, и сразу стало хорошо.

Встала затемно, и сразу пошла на кухню, пока там свободно. Кроме меня, в лагере светилась одна палатка. К половине шестого утра проснулся почти весь лагерь.

В рефьюже (турприюте) спали с открытой дверью, т.е. как на улице, и кто-то громко храпел. А еще в рефьюжах много жалоб на клопов. Конечно, сэкономить 2кг на палатке и каремате - это было заманчиво, но в палаточке уютнее. И можно варьировать свое расписание в зависимости от физического состояния и погоды. На GR20 запрещено ставить палатки не возле рефьюжей, но если быть осторожными и не попадаться на глаза рейнджерам, и знать, где становиться, то можно сэкономить много денег.

Подъем на первый перевал был по камням, но как-то плавненько, и не жарко. На перевале невероятно красиво, я не могла прекратить фотографировать.

Затем начался траверс. Это была просто жестяная жесть! Постоянно нужно было залазить на большие камни, слазить и перелазить. Я раньше никогда СТОЛЬКО не лазила! И это все постоянно вверх-вниз, и конечно же с рюкзаком. Один раз пошла не туда, но потом нашла тропу. Там есть несколько ответвлений, которые похожи на натоптанную тропу, но это не она! Нужно все время следить за маркерами.

Я не знаю, как там прошли дяденьки с собакой - это вообще издевательство, тащить собаку на GR20! :(

Категорически не рекомендую идти там в дождь!!!

Спуск оказался не лучше, сыпуха с камнями, я уже не могла дождаться, когда он закончится. Несколько раз здорово поехала там, но не упала. При этом нужно не только внимательно смотреть под ноги, а и высматривать метки. Когда пришла в Refuge Carozzu, у меня дрожали ноги. Не знаю, как бы я себя там чувствовала, если бы не занималась кроссфитом 2-3 раза в неделю :)

Рассчитывала приготовить тут супчик, но кухня была закрыта, ее открывают к вечеру только для тех, кто становится на кемпинг. Зато открыто кафе. Съела омлет и салат, отдохнула, и после полудня продолжила путь. А то снова валяться полдня на кемпинге не хотелось.

“Солнце, оскалившись, лупит по нервам… вставаай, нам надо идти!“ (с) и я пошла. На GR 20 вообще можно "Марш Смертников" растаскивать на цитаты.

Здесь снова было карабкание, но другое: огромные наклонные ступени. И вокруг скалы, тихо, и я одна. Тяжело, очень жарко, но так обалденно красиво. Шла медленно, экономила силы, каждый час заставляла себя делать привалы на 15-20 минут, что-то съедать, проветривать ноги, сушить ботинки и носки.

“Левой, левой, четче шаг, сдохни, и пусть боги смеются. Где ты видел путь назад? Очнииись! Нам уже не вернуться.” (с)

Перед перевалом было озеро Muvrella. Если бы я знала, что к нему есть простой подход, то не тащила бы столько воды. А под самым перевалом снег. Как же приятно было по нему идти: мягкие ступеньки нормальной высоты и прохлада :)

Еле успела что-то увидеть с перевала, через пару минут все заволокло облаками. Та же история, что и вчера. И тропа в тумане, но слышно, как переговариваются другие туристы.

Когда пошла, тучки развеялись. С перевала короткий крутой спуск, а затем траверс со сплошными перелазами. Еле доползла до второго перевала. На спуске уже отказывали ноги, делала длинные привалы и медленно шла, пришла в рефьюж под вечер.

Спуск был очень крутой, местами я просто кидала вниз палки, сползала по камням, и внизу их подбирала.

Haut Asco - это лыжный курорт, поэтому сюда ведет дорога. Некоторые, “насладившись” первыми тремя этапами GR-20, сваливают отсюда в цивилизацию.

Также есть вариант объехать сложный и снежный 4й этап на маршрутке.

Увидела себя в зеркале :D Морда покраснела, волосы растрепались - ааааа)) Мазалась же сегодня от солнца раз пять. Наверное, нужно мазаться на каждом привале.

По лестнице еле хожу, колени и ступни в ужасном состоянии. На ночь применила нимесил, вольтарен и крем. И бахнула еще изотоник.

Здесь были случаи воровства еды свинами, так что я всю свою еду сложила в рюкзак, а его возле головы.

Итого за день 14 км, 1610 м подъем, 1760 м спуск. Километраж смешной, подъем и спуск не какие-то нереальные, но сложность тропы - это жесть. Когда я говорила кому-то, что объединяла именно эти два этапа, то они были в шоке :)

День 3. А вот и снег

На фото здание рефьюжа, а горы над ним - это те, с которых я спустилась вчера.

от аско корсика

Раньше 4й этап шел через Cirque du Solitude, но в июне 2015 года там убило камнепадом 7 человек. Геологи провели исследования и заключили, что в этом месте в любой момент могут произойти повторные камнепады. Поэтому корсиканцы решили проложить тропу через другую долину, а Цирк Одиночества закрыли, и убрали все указатели и метки.

Утром болело просто все. Зря я забыла порастягиваться :(

Тропа началась прекрасно, а потом перешла в какой-то кошмар. Сегодня в меню было скалолазание в ассортименте, плюс залазы и перелазы по камням. После вчерашнего это было особенно “приятно”. Затем это счастье превратилось в подъем по сыпучему траверсу, а под вершиной последние 450 метров подъема были по снегу (сюрприииз!). На самом деле, по снегу лучше, чем по сплошной сыпухе, только ботинки чуть промокли. Французы все в каких-то штуках типа накладок на ботинки, чтобы не скользить. Поджарые французские дедушки и бабушки в шортиках скакали как лошадки, молодежь кто как.

На перевале Ponte Ebolius я сделала длинный привал, запарила борщик с щедрой порцией фарша, заварила чай… мммм! :)

борщ в горах

Отсюда можно сходить в радиалку на гору Monte Cinto, но я услышала, что там много карабкаться, и забила. После вчерашнего и сегодняшнего не-не-не!

После перевала был короткий и легкий траверс, состоящий из почти не скользящих битых камней. И с волшебными видами на соседние горы и озеро Lac du Cinto.

Спуск был ужасный: то едущая под ногами тропа (я даже раз грохнулась), то по снегу (привет, мокрые ботинки), то снова скалолазание. Ааааа! Пара передо мной просто сбежала вниз, я в шоке, КАК? Или это я после всех своих травм такая осторожная трусиха?

Уже внизу сильно подвернула ногу, но к счастью без последствий. Эти ботинки так себе держат мою тощую щиколотку (к ней в комплекте довольно плоский подъем и никогда не опухающая от похода нога), еще и шнурки все время ослабляются, хотя я их сильно затягиваю. Надо искать ботинки, рассчитанные именно на такие тонкие лапки, как у меня, но я пока таких не видела.

Остановилась в Refuge Tighjettu. Можно было бы пройти дальше до Auberge u Vallone (Ballone), но сил уже не было. В интернете пишут, что Vallone лучше, но Tighjettu тоже нормальный.

Наконец-то попробовала местное пиво Pietra - вкусненькое, но по 6 евро за баночку 0.5 л. В рефьюджах все дорого, потому что все доставляют на мулах или вертолетом.

Итого за день 8 км, подъем 1250 м, спуск 980 м.

Пишут, что это были четыре самых сложных этапа. Очень на это надеюсь! :)

Те, кто задолбался и хочет променять GR20 на морько, из Vallone могут спуститься в цивилизацию в Albertacce.

Также есть опция проехать 4й этап на маршрутке до Albertacce.

День 4. "Легкая" тропа

Кажется, что я на Корсике уже неделю :)

План дойти до Hotel Castel di Verigo. Обещают легкую тропу! Муахахахаха!

К Vallone спустилась за полчаса. Дальше была приятнейшая тропа через лес, я там просто неслась :) Немного камней, но в целом замечательно: плоско или плавный подъем, запах хвои, птички поют, и я одна! А то уже раздражает это постоянное французское ко-ко-ко-ко-ко-ко вокруг :(

Пока сидела на привале, мимо меня прошла толпа. Я вообще почти не видела, чтобы люди часто делали привалы, а тем более разувались. А потом они еще и сидят в ботинках на кемпинге. КАК? Или это только у меня такие нежные лапки? Хотя, у некоторых ноги уже сильно обклеены лейкопластырем.

Подъем сначала был довольно простым, по сравнению с прошлыми днями, а ближе к перевалу Col de Bocca di Fuciale началось долбанное скалолазание и камнелазание! Я туда залезла уже на какой-то злости.

Отсюда есть два варианта тропы:

1) Сокращенка прямо вниз.

2) Официальная тропа через рефьюдж Ciottulu di i Mori.

Я пошла по официальной, она чуть дольше, но с отличными видами.

В рефьюдже в 11 утра еще не было нормальной еды, купила мясную нарезку charcuterie: два вида хамона, корсиканская колбаса и хлеб. Мясо вкусное, но такие толстые куски плохо жевались.

Спуск немного сыпучий, а внизу можно искупаться в речке. В самом начале все подходы к воде были обсижены голыми мужиками, которые сушились на солнцепеке)) Я нашла себе незанятое местечко, но вода оказалась такая ледяная, что я не решилась полностью купаться. Тем более что на всех кемпингах есть душ.

Дальше тропа стала довольно каменистая, особенно вокруг Bergerie de Radule. Здесь тоже есть кемпинг, но место какое-то неуютное.

Последний участок перед Verigo нормальная лесная тропа.

Итого за день 16 км, подъем 850 м, спуск 1040 м.

День 5. Легкий день - наматываем километры

План дойти до рефьюджа Manganu. Считается легким днем :)

Сегодня я вообще обленилась и встала аж в 6 утра :) На кухне было чудо - кто-то оставил почти полные резьбовые баллоны - ура-ура-ура! Взяла себе один, а оставшийся дихлофосный поставила в коллекцию, вдруг кому-то будет нужен.

Сегодня восхитительная тропа: минимум камней, плавный уклон. Я просто взлетела на перевал :) Когда обгоняла трех дедушек, один пошутил что-то типа “парни, дайте путь TGV” :) Ноги после вчерашней тщательной растяжки почти не болят.

Но зато не было таких крутых видов, как на первых этапах. По пути видела в лесу кабанчика.

Я вчера потянула мышцу на левом бедре, спускаться больно. Намазала мазью, делала массаж, но толку нет.

Вдоль озера Нино тропа вообще долго шла по плоскому, я считай как отдохнула.

После озера официальный трек почему-то ведет не напрямик, а ближе к Bergerie des Inzecche. Я устроила там привал на обед на одной из полянок. Вокруг озера и до бержери полно ручьев сомнительной чистоты, я фильтровала эту воду с помощью Katadyn BeFree.

После бержери начинается спуск. Он с камнями, но в целом простой.

В Bergerie de Vaccaghia съела вкусную брынзу, после которой пара км до Refuge Manganu пролетели быстро, и в два часа дня я уже была там.

Итого за день: 17 км, 670 м подъем, 450м спуск.

Это действительно легкий этап, и если вы не против отмахать много километров, то его можно объединить с другим этапом, но лучше как второй за день (сделать сначала более сложный, потом этот).

Вечером где-то рядом громыхало, и нас намочило немножко. Я растянула палатку как можно лучше :) Это был ее первый дождь.

День 6. Внезапно два этапа вместо одного

План на сегодня - дойти до Refuge de Petra Piana. Ожидается тяжелый этап с крутыми тропами, камнями, болдерингом и снегом, и все без тени. Это одна из самых высоких частей трека. Лучше выйти пораньше, чтобы побольше пройти до солнцепека. И по утрам обычно лучше погода.

Утром было пасмурно, жарко и влажно, а перед первым перевалом лежал снег и дул ледяной ветер. Это теплая солнечная Корсика :) Я утеплилась и пошла дальше. На той стороне была узенькая тропка над обрывом по длинному снежному полю. Если упал - приезжаешь в озеро. Французы в шортах и кошках. Я в непродуваемых штанах и без кошек.

снег в горах

Дальше был длиннющий траверс с постоянными вверх-вниз, множество снежных полей и одно скалолазание, на котором образовалась пробка.

тропа gr20 корсика

Облака были на самых верхушках гор, а внизу озера Capitello и Melo.

Спуск в Refuge Petra Piana был короткий, но крутой, и по тропе текли ручьи.

В целом, мне этот этап дался полегче, чем №2-4, несмотря на проблему с мышцей.

Рефьюж не понравился, неуютное место, крошечная грязная кухня, унылый душ, вонючий туалет, болото, еще и ветрюган поднялся. Из еды днем только шаркутери, т.е. мясная нарезка, или можно воспользоваться их кухней.

У меня завязался нереальный узел на ботинке, пришлось резать шнурки :(

Оставаться здесь не хотелось, так что решила дойти до Refuge de l’Onda, это еще 11 км, обещают легкую тропу по лесу. Для пасмурной погоды самое оно.

Есть альтернативный путь по скалам, но я уже налазилась, и не хочу больше по снегу скакать. Пойду по официальной тропе.

Только вышла, распогодилось, только пара облачков на горизонте, и жарааа.

Снова разболелась потянутая мышца :( а спуск был крутой, еле слезла оттуда, и вообще больно идти вниз. Тропа технически несложная, но вся в булыжниках, все подошвы отдавила, и нужно постоянно смотреть под ноги, а не по сторонам, чтобы не подвернуть ногу, утомляет.

На спуске есть несколько водопадиков.

💡 Водопады Игуасу в Аргентине и Бразилии

В Onda приползла аж под вечер, мышца совсем разболелась :( Там клевая мягкая зеленая поляна для палаток, обнесенная забором от кабанчиков. Вокруг красивые горы, и вообще уютно. Написано, чтобы еду на ночь клали внутрь палаток, чтобы лисы не стащили.

Основательно растянулась и помассировала больное место, и еще пополивала его в душе холодной водой. А то не могла даже сесть на корточки :(

Когда я пришла, начал летать вертолет - эвакуировали с тропы женщину, которая сломала лодыжку, не дойдя до кемпинга буквально сто метров :( Блин, надо быть осторожнее, а то я сегодня чуть не упала пару раз.

Итого за день: 21 км, подъем 1480 м, спуск 1650 м. Немало как-то вышло, учитывая рельеф и больную ногу. Но вполне реально эти этапы объединять.

День 7. Вперед, к цивилизации! И первый ливень

План: дойти до Виззавоны по более простой нижней тропе, она же официальный трек, там устроить полудневку, отдохнуть, подкупить продуктов и т.п. Верхнюю тропу с подъемом километр и спуском полтора я со своей больной мышцей просто не осилю :(

Утром отсыпалась аж до 7 часов, вышла с кемпинга одна из последних.

Утро началось с крутенького каменистого подъема, еще и ветрюган поднялся. Я думала, у меня с рюкзака улетят постиранные носки, но они крепко держались :)

Ветер гонит облака, но они пока что выше тропы. Надеюсь дойти до Виззавоны без дождя, а то в блогах писали, как они на этом этапе попали в ливень и переходили реку вброд по пояс.

Дождь накрапывал, а в Виззавоне в 200 м до кемпинга меня таки настиг ливень. Встала под деревом переждать, но дождь только усиливался, так что я побежала на кемпинг.

Засела под навесом (это у них вместо кухни). Горячий душ! Нормальный туалет, есть связь (слабая), розетки. Первым делом посмотрела прогноз погоды. Сегодня к вечеру дождь утихнет, а завтра днем там, куда я иду, будет ливень :(

Хорошо, что я вчера сделала два этапа!

Когда дождь поутих, собрала под навесом палатку и выставила ее на улицу на местечко без лужи. Сбегала под дождем в магазин при кемпинге, купила еду на следующие дни, вино, багет и сыр с плесенью. Так накинулась на багет и сыр, что забыла про вино :D

Сегодня я закончила северную часть GR20, ура! :)

Итого 9й этап: 11 км, подъем 670 м, спуск 1180 м. Этот этап легко объединить с восьмым или десятым, особенно если не заходить в Виззавону, а сократить через перевал Col de Vizzavona. Я не сокращала, потому что мне нужно было кое-что купить в Виззавоне.

Дни 8-9. Наперегонки с ливнем

Я раздумывала, остаться на день в Виззавоне переждать дожди, а потом пройти сразу 2 этапа, или проходить по одному по утрам и после обеда пережидать. Выбрала второй вариант.

Тропа была очень простая, но без каких-то особых видов, нечего даже рассказать.

Только уже возле Capanelle началось камнелазание, но буквально 10 минут.

В местном ресторане отлично кормят, порции огромные. Есть разливное пиво.

После обеда ввалил ливень, и даже был град. Я во время дождя отсыпалась в палатке.

Итого 10й этап: 16 км, подъем 1000 м, спуск 335 м. Матрасный день :)

Ночью было холодно и сыро, я замерзла, хотя залезла в спальник в двух штанах и пуховке с капюшоном :(

Утром совершенно не хотелось вылезать из спальника и складывать мокрую грязную палатку, но нужно было идти дальше. Внутри палатки все было сухо.

Сегодня после обеда снова дождь, так что я собиралась остановиться на Col Verdi. Тропа в основном очень легкая, но и видов особо нет, идет наматывание километров. Есть вариант по верхней тропе, но не скакать же по скользким камням в дождь.

Кемпинг Col di Verdi очень уютный.

Когда пришла, палило солнце, но уже виднелись тучки. Съела пирог и сыр с хлебом и вареньем - вкусно :) Просушила палатку и мокрые вещи, заняла своими постирушками место под навесом. В общем, матрасный день :) Все равно спешить некуда, могу спокойно переждать непогоду. Потом погода ожидаемо стала портиться. Ливень был порядочный, а после него на кемпинг повалили мокрые люди, везде были очереди. Потом подсохло, и снова дождь :(

Еще день потерпеть дожди, и можно спокойно ломить, по прогнозу ясное небо аж до моего отъезда. Это хорошо, потому что там будет высокогорный участок, на который не хотелось бы попасть в грозу.

Заказала ужин - он был отличный, пила вкусное белое вино. И вообще, как-то отдохнула за эти два дня.

собака на столе

11й этап: 14 км, подъем 320 м, спуск 620 м. Отдых :)

Можно было бы запросто объединить этапы 10 и 11, но мне не хотелось мокнуть, и некуда было спешить. Вышло бы 30 км, подъем 1320 м, спуск 955 м, но тропа очень простая, с плавными наборами и сбросами высоты, почти без перелазов, вполне осуществимо.

День 10. Красивенные скалы, и как я осталась без воды и еды

Утром небольшой подъем по лесу, а затем началась сплошная красота в виде разнообразнейших скал. Я фотографировала каждые 20 метров :) Тропа тоже стала скалистая, мое больное бедро совсем разболелось :(

Порвала штаны на попе :)

Хотела поесть в Laparo но это оказался закрытый рефьюж. И воды там нет. Вообще, от Prati до Laparo не было воды, а я на такое не рассчитывала :( До Usciolu оставалось еще безводных 5 км с подъемом на 450 м по солнцепеку, еще и последняя шоколадка растаяла, эх! Ну, как-то выдержу. Еще остался карбонекс, хотя после него сушит.

Воду нашла в каменных лужицах уже после горы Monte Formicula. Достала чашку, черпала и пила.

Потом был траверс с камнями вверх-вниз, и короткий, но крутой спуск. Мое левое бедро уже нестерпимо болело при каждом шаге вниз, еще и правое колено подключилось. Еле сползла вниз.

Кемпинг Usciolu расположен уступами, и все ближайшие к рефьюжу места заставлены арендными палатками :( Мне пришлось ковылять почти в самый низ. Там уже все было битком, еле нашла маленькое местечко, и даже не впритык к другим палаткам.

При кемпинге хороший магазин с отличным выбором всего - разнообразные вкусняшки и даже помидоры! На GR 20 очень не хватает свежих овощей и фруктов.

Пока подсушивала палатку, кое-как пришла в себя. Сильно болят ноги. А еще три дня пути.

Ужин был отвратительный, но огромная порция, я не доела. Мда, после вчерашнего шикарного пира это было большое разочарование :(

Под вечер просто каждый более-менее плоский кусочек горы был занят палаткой, они стояли стенка к стенке друг с другом. И некоторые разговаривают так громко и такими противными голосами, буээээ.

Не позавидуешь тем, кто поздно пришел. Видела, как 4 человека в 8 вечера пошли дальше по тропе, они не нашли себе место для кемпинга. Я же у себя не смогла убрать абсолютно все камушки, так что защищала надувной каремат набросанными на дно палатки вещами.

Порвалась одна петля на сидушке, ботинки разлазятся, на штанах дырка, ноги болят. Уныние и разруха.

12й этап: 16 км, подъем 1290 м, спуск 830м. Если бы не больная нога и провтык с водой, то вполне нормально.

День 11. Самый красивый день на юге GR-20

13 и 14 этап раньше были объединены в один, тогда GR-20 состоял из 15 этапов. Но это длинный переход, при чем с подъемом на гору Incudine во второй половине дня, а после обеда на Корсике большая вероятность грозы. Поэтому этот этап разбили на два без подъема на гору и с возможностью ночевки в Refuge San Petru или Refuge de Matalza, если прогноз неблагоприятный. Можно объединить эти два этапа в один и пройти по низу.

У меня прогноз было отличный, так что я пошла по верху. Первые два км было скакание по камням по хребту. Затем замечательная плавная тропка, с минимумом булыжников, через лес, а после этого поля с желтыми цветами. Там было одно удовольствие идти :)

природа корсики

Метки на этой части тропы - две параллельные желтые полосы.

По дороге полно ручьев.

Начиная с подъема к Pedineddi, тропа стала каменистее, но без сложностей. Pedineddi - это руины рефьюжа, который сгорел от удара молнии еще в 1981 году, и так и не был отстроен. Это единственное место на всем GR20, где официально разрешен wild camping (то есть кемпинг вне зоны рефьюжей). Выше руин есть труба с водой. В этой местности полно лисичек и кабанчиков, которые с удовольствием украдут вашу еду, поэтому ее лучше вешать на ночь куда-то повыше на дерево.

Подъем на гору Monte Incudine плавненький, кроме небольших участков. Виды обалденные. С самой горы тоже виды неимоверные. На фото это не передать :(

Внимание! На подъеме нужно идти по меткам, а то натоптанный траверс уходит в тупик.

Дальше небольшой спуск и траверс, а потом адский крутой спуск в Refuge Asinau. Если бы не бедро, я бы там быстрее спустилась, но с больной мышцей еле доползла.

Итого этапы 13+14 по верхней тропе: 17 км, подъем 1010 м, спуск 1225м.

День 12. Самый красивый кемпинг в моей жизни

Сначала был несложный спуск по камням, потом простая тропа по хвойному лесу. Я даже думала пойти по верхнему скальному маршруту, но начался дождик, и по мокрым скалам я не рискнула лазить. И правильно сделала, потому что опустились облака. Перед Bavella был крутой подъем по камням по солнцепеку.

В селе Col de Bavella обалденные обзорные площадки с видами на скалы - если будете на Корсике с машиной, обязательно съездите туда. Есть пара кафешек и турприют (auberge). Кемпинга нет! До кемпинга в Refuge Paliri несколько километров. Мой Киевстар там не ловил, а в кафе не было вайфая. Я слишком рано пришла - в 11 утра в кафе были только тортики :( А мужики, которые шли на час позже, радостно вспоминали местные стейки - повезло им :)

Многие не останавливаются в Refuge Paliri, а только обедают и сразу идут в Конку (Conca). Мои ноги такое не одобряют, и время до вылета еще есть, так что сплю здесь.

Поставила палатку на самом краю, с обалденными видами.

Ужин был хорошим и прошел весело с ребятами из Англии, Франции и Туниса. Оказалась, что в Тунисе тоже есть походы. Нужно будет исследовать этот вопрос.

День 13. Финиш!

Отоспалась аж до 7 утра, счастье :) Соседи уже ушли, так что я смогла сфотографировать вид из палатки без других палаток :)

А вообще, там настолько красивые скалы, мне просто уходить не хотелось. Ну и финальная фаза похода, хотелось растянуть GR20 на подольше.

Спуск был не то чтобы простой. Местами идеальная тропа, но местами сыпуха и булыжники. По пути есть место для купания в речке. Виды в первую часть пути были просто волшебные, потом попроще, еще и жарища началась.

Когда я вошла в Конку, то аж не верилось! Меня переполняла эйфория, это было такое счастье осознавать, что уже всё, и одновременно так жаль, что эта часть моей жизни завершена!

В Gite Tonelle я сразу же заказала огромный антрекот, пинту пива и маршрутку на пляж :) Другие туристы, с которыми мы только виделись на кемпингах, и просто знакомы в лицо, уже были как родные :) Каждую новоприбывшую группу встречали поздравлениями и аплодисментами. Кто-то прошел только юг, кто-то весь GR20, но это был такой общий сплочающий опыт.

Gite Tonelle организовывает трансферы в соседние городки, и можно объединиться с другой группой.

Дядька, который вез меня на пляж Пинареллу, предложил повезти на другой, чтобы мне было удобнее оттуда выехать в Бастию, хотя ему было не совсем по пути. Оказалось, что у него родственник из Украины :) А вообще меня принимали то за англичанку, то за немку, нужно было прицепить на рюкзак флажок.

В итоге я оказалась на пляжном кемпинге Fautea. Девушка с ресепшена возила меня смотреть места для палаток на багги. После такого похода ехать аж 50 метров на багги - это было вау!

пляж корсика

Народ стоит с огромными палатками, раскладными кухонными комодами, шезлонгами и прочими удобствами. Моя одноместная палаточка была среди них как бедная сиротка :D

Колья плохо вбивались, так соседка предложила мне молоток)))) Вот это запасливость!))))

Вечером сходила посмотреть на другие пляжи и генуэзскую башню. И местный ресторан оказался очень неплох.

Итого за два дня вышло 30 км, подъем 1080 м, спуск 2365 м. Это финальный удар по коленям, если у кого-то они выдержали остальные этапы.

День 14. Город Бастия и прощай, Корсика!

Организм привык рано вставать, подорвалась до будильника и пошла поплавала в море. На рассвете вообще хорошо, тихо, никого нет.

В 8 открылся ресепшен, я заплатила, купила свежеиспеченные булки и пошла на автобус. Он опоздал минут на 15, я даже немножко понервничала, что он не приедет, но времени было полно, доехала бы и автостопом. В автобусе увидела знакомые с похода лица :D А на остановках заходили туристы с рюкзаками и палками :)

Бастия - город приятный, на часик погулять, или полтора с перекусом. Только жарко очень.

Страшно не хотелось уезжать, так влюбилась в Корсику.

А вот аэропорт Бастии просто ужасен! Толпищи, тесно. Мой бизнес-класс оказался почти бесполезен: в очереди на чекин я не стояла, но бизнес-зала в аэропорту Бастии просто не существует! Поэтому, наверное, билет и стоил так дешево. Я думала посижу спокойно поем, выпью пивка Pietra напоследок, в итоге пришлось продираться через толпы в душном зале и сидеть у туалета.

Выводы (мой отзыв о походе GR20)

Мне очень понравился поход по тропе GR20! Там неимоверные виды, при чем разные, и вообще Корсика - это душевный красивый остров, на котором просто приятно находиться. А в конце маршрута утомленных туристов ждут многочисленные пляжи и прозрачное голубое море.

Да, было тяжело, не стоит недооценивать этот трек, но если подобрать более легкое снаряжение, выходить пораньше и проходить побольше до жары, не экономить на ужинах и покупной еде, то будет легче.

Рекомендую этот трек тем, у кого уже есть опыт нескольких многодневных походов, желательно со скаканием по камням (типа Горган). В идеале еще иметь хотя бы минимальный опыт скалолазания и болдеринга и не бояться высоты, потому что местами приходится лазить над обрывом. Как первый поход этот маршрут точно не подойдет!

Много фото с GR20

Весь альбом с фото из моего похода по GR20: https://flic.kr/s/aHsmrY2ipx.

Путеводитель по GR20 Корсика

Я написала путеводитель по GR20, в котором рассказываю все подробности про каждый этап трека, все варианты как добраться до Корсики и по острову до начала маршрута, где можно сойти в цивилизацию, когда лучше ехать и в каком направлении идти, безопасность, про особенности снаряжения для походов по Корсике, турприюты и кемпинги, цены, что еще смотреть на Корсике и прочее.

К нему прилагается KML-файл с 269 точками, который можно загрузить в телефон или навигатор: там я отметила все важные места, источники воды и возможные места для стоянок вне рефьюжей (то есть бесплатных).

Путеводитель стоит всего 10 евро. Вы сэкономите массу времени на подготовке к поездке, потому что другого такого источника, где было бы написано про всё, просто нет - ни на русском, ни на английском. Я покупала путеводитель на английском - в нем было много ненужной информации и недостаточно нужной. А если вы пару раз переночуете не на официальном кемпинге, то эти 10 евро уже окупятся.

Для заказа нужно заполнить коротенькую анкету с вашими контактами, я предложу оптимальные способы оплаты для вашей страны, и после оплаты пришлю на емейл файлы с путеводителем и точками. И конечно же, отвечу на любые вопросы по теме :)

Заказать путеводитель ➜

Пожалуйста, заказывайте хотя бы за неделю-две до поездки, а не в последнюю минуту, потому что я часто уезжаю, и могу быть не на связи.

Страховка для походов до 6000 метров

Обычные полисы не покрывают горные походы любых категорий сложности. Нужна отдельная спортивная страховка. Оптимальный вариант - это купить для активных дней страховой полис от Worldnomads - это международная страховка, оформляется онлайн, даже если вы уже в путешествии, и покрывает походы до 6000 метров.

К сожалению, для украинцев и белорусов Worldnomads не продается (но можно купить, если вы резидент другой страны, которая есть в их списке).

Для Украины есть сайт с разными страховками - там можно подобрать полис с опцией спорта. Только не берите Провидну и страховые с ассистансом Balt Assistance - у нас с ними был очень плохой опыт!

Расскажите, какой у вас топ-3 походов? Ищу идеи, куда бы еще сходить :)