черника

Чтобы успеть пройти хребет Пишконя до начала грозы мы поднялись в 5:30. Думаю, если бы мы взяли в поход ортопедический матрас, у меня бы такой ранний подъем не удался.

Я сразу взял фотоаппарат, и, одев на босу ногу тапки, топча чудесную, бодряще-холодную, мокрую от вчерашнего дождя и утренней росы траву, иду фотографировать рассвет. Раскладываюсь, прицеливаюсь. Наслаждаюсь пейзажем. Горы никогда не бывают так прекрасны, как на рассвете. Это я убеждаю себя, потому что, несмотря на флис и куртку, очень зябко. И тут прямо мне через кадр проходит улыбающаяся толпа с корзинами и ведрами, подымаясь вверх по крутому склону.

• Добрий ранок!
  • Дивися, тебе знімають на приховану камеру! - комментируют.

Пишконя_рассвет

В тридцати метрах от нашей палатки они сели завтракать. Мы тоже стали варить кашу. Завязался разговор. Выяснилось, что они сами из села Синевир. Они встают затемно, кормят скот, доят коров и едут на промысел. Их вывозит до определенной точки грузовик, далее они разбредаются по горе в поисках черничных мест.

Вот так выглядит "гуцульський автобан", по-которому они приехали.

гуцульский_автобан

Они нас угостили помидорами. Потом выпили по стопке. Как оказалось, эта группа была непрофессиональной: они выезжали всего несколько дней в году, и в силу нехватки опыта и знания хороших мест собирали всего 20-30 кг черники в день, в то время как некоторым ударникам удается собрать до 50 кг. Вот собственно, в то время как мы болтали, другие уже шли к грузовику, чтобы освободить ведра, полные ягоды.

Было около 7 утра, когда наши рюкзаки были собраны, и мы попрощались с черничниками.

Следующая наша встреча с черничками произошла во время подъема из села Колочава на хребет Красна. Вообще эта местность едва ли не лучшая для данного промысла в Карпатах. Гектары черничных полей предают особый, ни с чем не сравнимый цвет склонам гор. Есть неплохие грунтовые дороги до Колочавы и села Красна. Поэтому грузовики встречаются практически каждый километр, и из каждого по изумрудным полям, как пчелы из улья, разбегаются собиратели ягод.

Чем-то они похожи на работников чайных плантаций, которых мы видели в горных районах Цейлона.

чайная_плантация_шри_ланка

Недалеко от одного из грузовиков мы начали искать место, где поставить палатку, чтобы переждать грозу. Когда мы сняли рюкзаки и начали копаться, мужики стали нам кричать: "Нє ночуйте там, там ведмедь ходить". В итоге они предложили нам пересидеть бурю в их огромной палатке армейского типа. Буквально через 2 минуты влупил ливень. Через палатку скоро начал течь ручей, все старались направить его так, чтобы не намокли их вещи.

собиратели_черники

Было интересно поговорить с этими людьми. Один из них объяснил, что у него частный бизнес, он организовывает машины, которые вывозят крестьян на гору. Прямо на горе черника взвешивается и собиратели получают за нее деньги, 20 грн за килограмм. Тут он указал на одного из мужиков и сказал, что тот сегодня заработал 900 грн, - мужик улыбнулся. Ягоду специальные рабочие потом промывают, отделяя зеленые ягоды и листья. После везут ни куда угодно, а прямо в Чехию, где сдают на завод, производящий йогурты. Дело прибыльное, но есть проблемы с новой властью, которая пытается выжать из малого бизнеса еще больше, чем несколько месяцев назад это делали их преступные предшественники.

Поток мыслей был прерван рассказом одного черничника. Он говорил о том, что в соседнем селе пропадали коровы. Их резал медведь. Местные пошли в лесное хозяйство за разрешением на отстрел этого животного.

• Где пасли коров?
  • На горе, на поляне в лесу.
  • Ну так вот, на горе и в лесу должен жить медведь, а коровы должны жить в селе в хлеву,- ответил лесник и был таков.

Дождь закончился. Мы поднялись на гору. За тяжелый подъем мы были награждены красивым видом на долину и соседний хребет с радугой.

Как оказалось, помимо прочих бед, на вершине еще и прошел град! В траве остались крупинки льда. Мы еще раз порадовались, что остались пережидать дождь на седловине.

град

Читать больше про наш поход:

Часть 2. Межгорье. Негровець. Грозы.
Часть 3. Колочава. Ливень. Болото. Музей узкоколейки
Часть 4. Закаты и рассветы на высоте. Драгобрат летом.