западная ликийская тропа турция поход

Пять лет назад мы сходили в самостоятельный поход по восточной части Ликийской тропы, а в этом году на майские праздники я прошла с подругой по ее западной части - из Олюдениза в Патару. Мы выбрали береговой трек, и немного шли по селам, при этом вышли на несколько дней позже, чем туристические группы, поэтому избежали толп и наслаждались одиночеством на треке :)

Наш маршрут из Олюдениза в Патару

День 1: Олюдениз - Кирме

Трек начинается возле Фетхие, в поселке Олюдениз (Oludeniz), точнее в его верхней части - Hisaronu. От автобусной остановки идем немножко по асфальту, потом он переходит в грунтовку. Там большая арка, которая отмечает начало Ликийской тропы. Когда мы туда подошли, какой-то гад припарковался прямо возле арки, поэтому сделать красивое фото не вышло :(

По грунтовке идти легко, но жарко, и вскоре мы уже видим бухту Олюдениза с песчаным мысом. Этот ракурс есть на сайте любого рекламного тура Ликийской тропы :)

Периодически нам встречаются турки, которые устраивают пикники на обочине, сидя на солнцепеке и попивая айран.

Нам очень хочется вниз, погрузиться в море, но нужно идти вверх. Эх!

Через полчасика это все заканчивается и начинается каменистая тропа. Она идет через небольшие деревца и кусты, жарко, тени мало. Фра не привыкла к такой жаре, ей плохо, и мы останавливаемся на длинный привал, пока не спадет жара.

По пути встречаем сухопутных черепах :) Когда их берешь в руки, они прячутся и шипят.

Вода на треке есть, в основном в виде цистерн: это такие бетонные емкости с крышкой, в которых накапливается дождевая вода. Чаще всего к ним прилагается веревка и емкость, которой черпать, но не ко всем, поэтому нужно нести с собой веревку и что к ней привязывать. Расстояние от крышки до воды может быть несколько метров. Вода чаще всего была грязная (мошки, веточки и просто всякая муть), так что все время приходилось ее фильтровать с помощью Katadyn BeFree. Он у нас даже один раз сильно забился, пришлось выполаскивать.

(автор фотографий без метки "marinatravelblog" в этом посте - Анна Назаренко)

Сразу после подъема тропа превращается в грунтовку, по ней легко и приятно идти. Она проходит через какие-то стройки, где мы нашли кресло.

Идем мимо гор к безымянной деревне (на organic maps там находится Halip's cafe). Там есть пара кафе-магазинчиков и кран с водой. И козы. Нам ничего не нужно покупать, пьем воду, мочим в воде кепки и идем к стоянке.

Меньше чем через 1 км после села с левой стороны дороги будет кран, и сразу после него справа стоянка в хвойном лесу. Стоянка огромная и уютная, есть дрова, к крану близко, но у нас есть газ и горелка. По дороге периодически кто-то ездит, поэтому мы забрались поглубже в лесок.

Мы вышли в 3 часа дня и прошли всего 9 км.

День 2: Кирме - Кабак

Встали очень рано, чтобы успеть побольше пройти до прихода жары. Идем по дороге в сторону Kirme. В селе есть пара кафешек-магазинчиков, но мы только что позавтракали и еще ничего не хотим.

А нет, хотим - увидели дерево шелковицы и пообъедали его :)

Сразу после села дорога превращается в каменистую сыпучую тропу. Здесь уже приятнее идти с палками, чем без них.

Примерно через километр после села есть кран и большая стоянка, не отмеченные на картах. Я так понимаю, именно здесь останавливаются тургруппы.

Идем дальше в сторону сел Hisar и Faralya. Дорога - то приятная грунтовка, то крутая тропа.

Наша цель - увидеть сверху Долину Бабочек. Самих бабочек мы не ожидаем, т.к. в это время года их там нет.

Смелые люди спускаются туда по почти отвесной скале, но мы решили, что нам это не нужно, тем более что внизу стояли несколько кораблей, с которых доносился громкий тунц-тунц.

Наверху есть несколько обзорных площадок, мы ходили по левой стороне, если быть лицом к морю.

Дальше был вариант пойти в село Kabak по верхней дороге или вдоль моря. Мы выбрали вдоль моря, коварно рассчитывая искупаться по пути.

В самом начале тропы есть место для кемпинга в отличными видами, но без воды и наклонное. Воду можно добыть в селе, это недалеко, зато закат там должен быть великолепный.

Тропа была непростая, местами с карабканьем, к тому же уже была середина дня и солнцепек, но это компенсировалось отличными видами.

На тропе есть кран, он отмечен на карте, и из села туда "всего" 1.5 км, но это были очень непростые 1.5 км, еще и с остановками на фото, так что мы их небыстро прошли. Там устроили обед, отдохнули, и пошли дальше в сторону Кабака.

По пути много всяких трав типа мяты, чабреца, орегано и т.п. Мы собираем их на чай и раскладываем по карманам рюкзаков, чтобы пахли.

На карте есть пляж возле Perdue Hotel - так вот там не только красивый пляж с лазурной водой, а еще и приятная кафешка с лежанками и розетками. Отличное место зависнуть на отдых :) После длинного жаркого дня даже пиво Efes показалось вкусным :)

После кафешки тропа идет дальше вдоль моря, есть виды на бухточки, а потом приходит в село Кабак.

Кабак нам вообще не понравился: пыльнючие грунтовки, все какое-то облезлое, куча укурышей и прочих малоприятных личностей, много мух и ос, и высокие цены. Питьевой воды в селе нет! Она вся солоноватая, нужно или покупать в магазине (вечером, т.к. утром он закрыт), или пить такую. Эта вода напоминает физраствор, и в теплом виде просто отвратительная.

Возле села можно найти полянки переночевать, но там неуютно вообще, и места маленькие и кривые. Лучше спланировать свой маршрут так, чтобы ночевать где-то в другом месте.

Сегодня мы прошли 15 км. Могли бы и больше, если бы не пережидали жару и не сидели в кабаке в Кабаке.

День 3: Кабак - террасы между селами Гей и Бель

В 7 утра мимо нас прошел юноша, который убирает пляж и сообщил, что кемпинг здесь запрещен. Мы ответили, что уже уходим, собрали палатку и пошли на пляж готовить завтрак.

Из Кабака есть две дороги - одна снова вдоль берега, другая вверх через каньон. Мы опять выбрали берег.

Тропа была сложная, постоянно переступали через камни, кое-где карабкались. Много паутины.

Стрелочка со смайликом: да, карабкаться сюда.

Через пару часов пришли на пляж Paradise beach. Возле него много места для стоянки и есть колонка с такой же солоноватой водой, как в Кабаке. Пляж песчаный, вода изумительного голубого цвета. Здесь мы в первый раз встретили большую тургруппу.

Искупались, пообедали, отдохнули в теньке... хорошо там, но нужно идти дальше.

Наш путь лежал к безымянному пляжику возле руин Kalabantia. Руины так себе, а пляж уютный маленький галечный, закрытый от волн. Купаться там было замечательно :) Возле пляжа есть одна каменистая мини-площадочка для палатки. Воды нет.

Дальше нам нужно было набрать 450 метров высоты, при чем только через 350 должна была быть первая цистерна. Все оказалось не так страшно, тропа сделана в виде плавного серпантина, тени много, так что поднялись без проблем.

Фото: найди козла :)

Вода в цистерне была очень грязная, снова порадовались, что брали с собой фильтр. Зато как ж вкусно снова выпить чистой пресной воды! :)

Наверху оказалась совсем другая местность: огромные поля каких-то золотистых злаков (пшеницы?). И жарищщщщаааааааа. В верхней цистерне вода была очень глубоко, мы не дотянулись.

Какое-то историческое сооружение.

Это развилка, на которой мы вернулись на классический трек по Ликии, обычно сюда приходят по верху из Alinca, а затем идут в Bel через Gey или Bogazici. Мы пошли через Gey.

Идти по тропе было замечательно, пока мы не вышли на дорогу без малейшей тени и тащились по ней по самому солнцепеку. После выхода с тропы есть несколько цистерн, и на самой тропе тоже есть цистерна, но вода была очень мутная.

Колючки шикарны :)

В селе Gey (Yediburunlar) был аншлаг - несколько больших тургрупп, которые сидели на обочинах и оккупировали все магазины и кафешку. Мы прошли до второго магазина, там никого не было, но через пять минут подошла здоровенная группа.

Купили турецкий дутый батон и сожрали его целиком на двоих :) Турок подарил нам по помидорке - после походной еды это показалось просто пищей богов :) А мороженого не было :(

В этом магазинчике есть холодильник с краниками с бесплатной прохладной питьевой водой. И рядом проходит тропа на Bel.

Идти по сельской местности внезапно оказалось очень красиво: красно-кирпичная земля как в Парагвае, террасы с золотистой пшеницей и яркие зеленые деревья. И жара уже спала, так что мы бодро зашагали по дороге. Вечерело, нужно было найти полянку под палатку, а вокруг сплошные камни.

Прошли пастбище, и началась тропа. Каменюки, обрыв и т.п.

Мы рисковали засветло не дойти до возможной ночевки, но вдруг оказалось, что посередине пути между Gey и Bel есть террасы (на карте это место никак не отмечено). Ура-ура-ура!

К ним прилагался пастух и козы, но он их как раз загонял в сарай, а нас не беспокоил.

Мы спустились на самую нижнюю террасу, а там еще и была цистерна! Терраса была отлично вытоптана, ни камушка, вода есть, вид на море, романтика. Фра даже разожгла костерок. Только вот насекомых было немеряно: мушки, комары, еще какая-то тварь, которую Фра назвала "щИпавка". Мы старательно набрызгались, но они все равно атаковали.

В этот день мы снова прошли 15 км. Вообще, по Ликийке сложно проходить больше, потому что много времени уходит на всякое купание в море, зависание в тени в жару и т.п.

День 4: Бель - Патара

В 8 утра пастух выпустил коз, а мы пошли в Бель. По пути больше не было полянок, так что эти террасы были просто подарком судьбы. Источников воды до села тоже не было (в селе есть). Верхняя часть тропы была очень приятной.

А затем пошел крутой спуск. Наш дальнейший путь лежал к пляжу Gavuragili (купаться!) и в Patara. Там сплошные камни и солнцепек, я бы не хотела там подниматься. В начале спуска есть цистерна, потом воды нет.

Пока я отдыхала, на меня присело отдохнуть какое-то здоровенное насекомое.

Пляж Гавурагили разочаровал: крупная галька, в волны заходить по такой было опасно, так что не искупались и пошли в Патару.

Трек проходит по асфальтированной дороге, и еще был какой-то праздник или что, на каждой полянке сидели турецкие семьи, выехавшие на пикник, и мимо нас постоянно кто-то проезжал. Этот участок пути очень не понравился.

На подходах к Патаре переправлялись через речку по такому мостику.

Пляж Патары тоже не понравился, потому что были волны, а он песчаный и мелко. Купаться - это только зря себе набить песка в купальник. Так что пришлось уезжать без купания.

Сегодня мы снова прошли 15 км, и на этом Западная Ликийка заканчивается. Трек идет дальше через села, потом высоко в горы, и приходит в Каш, но этот кусок никто не ходит, потому что это бессмысленно и беспощадно.

Из Патары ходят маршрутки на трассу (возле Xantos), и оттуда можно уехать в Каш, Анталию или Фетие. В Ксантосе есть какие-то древние руины и амфитеатр, но мы туда не ходили.

Поехали в Каш, сняли там номер в отеле, отмылись наконец-то, наелись рыбы, фруктов и мороженого и стали думать, что делать дальше.

Другие варианты прохождения Западной Ликийки

Если бы я знала заранее, что дорога в Патару будет неинтересной, то закольцевала бы маршрут и не стала спускаться в Гавурагили.

Из Беля можно было бы пойти в Bogazici, затем в Alinca, обойти по верху Kabak и прийти в Kirme по другой дороге. Оттуда есть два варианта:

1) прийти в Олюдениз по шоссе (33 км, 2 дня, из них 11 км по шоссе можно подъехать автостопом);

2) не доходя до Кирме спуститься в долину бабочек и уехать в Фетие или Олюдениз на лодке (27 км, 2 дня + лодка).

Возле Олюдениза есть замечательная тропа с отличными видами в Kayakoy (6 км, воды нет).

Сам Каякой/Каякёй - это город-призрак. До 1923 года она назывался Левисси, и здесь жили греки. После распада Оттоманской империи правительства Турции и Греции провели "обмен" населением, чтобы сделать его более однородным: православные греки были выселены в Грецию, а турецкие мусульмане в Турцию. На место греков в Каякой приезали поселенцы из греческой Македонии, но эта земля показась им слишком холмистой и каменистой, поэтому они переехали в другие регионы Турции. В 1957 году произошло землетрясение, и с тех пор Каякой не изменялся. К нему примыкает турецкая деревня - это обычное поселение с водой, ресторанами и отелями.

Из Каякоя в Фетие ходят маршрутки (6 лир), а можно спуститься пешком по старой брусчатке.

Почему мы не пошли по Центральной Ликийке

Сначала мы планировали пройти еще и центральную часть Ликийской тропы (3 дня из Каша в Демре), но поспрашивали тех, кто недавно ее прошел, и они сообщили, что там вообще нет воды, и мало тени. Воду можно просить у местных в тех селах, где стоянки.

Мы прикинули, что по такой жаре пьем много воды, а еще нужна вода на готовку, и решили, что нет смысла мучиться.

Вместо этого мы съездили на лодке к затонувшему городу Simena/Kekova и соседним островам, но об этом я напишу отдельно, подписывайтесь, чтобы не пропустить. Это фото оттуда.

симена кекова турция

Обновлено: Где найти воду на Центральной Ликийской Тропе

Эту информацию прислал наш читатель Маркиян Головацький. Спасибо ему большое :)

1. Kas в центре возле набережной (кран).

2. На пляже Liman Agizi (кран).

3. Fakdere (нужно просить у хозяина если он будет).

4. Пляж Uzum Iskelеsi (кран возле дороги 100 м от моря, отмечен на OpenStreetMap, вода есть не всегда).

5. В селе Bogazcik на улице (кран).

6. В селе Bogazcik автомат с водой возле мечети (это немного вбок от маршрута).

7. Purple House (кафе, вода платная).

8. Aperlae, кафе возле причала, рядом с местом для стоянки (можно купить бутилированную воду или попросить из крана).

9. Ucagiz (кран возле мечети).

10. После Ucagiz, перед поворотом на Simena, кран возле кладбища рядом со стадионом и местом для стоянки.

11. Andriake, возле пляжа Чайягиз, кран в кафе возле дороги.

Как добраться на старт Западной Ликийской тропы

Западная Ликийская тропа стартует в селе Oludeniz возле Fethiye.

Перелет до Анталии или Даламана

Ближайшие аэропорты к Ликийской тропе:

• Анталия - Antalya Airport (код ИАТА: AYT) ближе к Восточной Ликийке, и сюда больше перелетов
  • Даламан - Dalaman Airport (код ИАТА: DLM) ближе к Западной Ликийской тропе, перелетов меньше

Другие турецкие аэропорты находятся намного дальше.

Чтобы найти дешевые авиабилеты, я обычно сравниваю цены с помощью агрегаторов. У них всех один и тот же принцип - они ищут билеты по базам сотен авиакомпаний, но их базы могут отличаться, поэтому и цена будет лучше то в одном, то в другом - проверяйте все сразу.

• KIWI - нереально гибкий поиск, и есть гарантия стыковки, даже если вы летите лоукостами и первый рейс задержался!
  • AVIASALES - лучшие цены на билеты из России и Казахстана, удобный календарь низких цен.

Календарь низких цен на авиабилеты:

Если не можете найти прямой перелет до Анталии ли Даламана, то узнайте у турагентов про чартеры. Мы покупали билет на прямой чартер Киев-Даламан, они как раз начинают летать с самого конца апреля. Может быть проще/дешевле прилетать в Анталию, все зависит от ваших дат и расписания перелетов в конкретное время.

Как добраться до Олюдениза из Фетхие, Даламана, Анталии

Добраться из Фетие до Олюдениза можно на маршрутке (долмуше), которая отправляется с остановки долмушей и проходит мимо автовокзала (otogar). Они ходят с 7 утра до 7 вечера и стоят 6 лир. Платить нужно при входе. Водителю сказать, чтобы высадил на остановке возле отеля Montana Pines.

Автобус из аэропорта Даламана на автовокзал Фетие едет 1 час и стоит 15-20 лир в зависимости от сезона. Автобусы отправляются через 40-50 минут после прибытия самолетов.

Расписание автобусов из Фетие в аэропорт Даламан:

Из Антальи в Фетхие. Сначала нужно добраться из аэропорта Анталии на автовокзал (Otogar), затем на автобусе до Фетхие 3.5 часа.

Индивидуальный трансфер из аэропорта на старт Ликийской тропы

Если вам ничего не нужно покупать, и нет времени ждать эти все автобусы и маршрутки и потом долго ехать с пересадками и остановками, или если вы поздно прилетаете, то можно хорошо сэкономить время с помощью индивидуального трансфера от Кивитакси.

Это, конечно, дороже, но по времени и комфорту несопоставимо. Хотя, если ехать группой, то как раз снять свой микроавтобус с водителем будет стоить столько же, сколько ехать общественным транспортом.

Страховка для походов до 6000 метров

Обычные полисы не покрывают горные походы любых категорий сложности. Нужна отдельная спортивная страховка. Оптимальный вариант - это купить для активных дней страховой полис от Worldnomads - это международная страховка, оформляется онлайн, даже если вы уже в путешествии, и покрывает походы до 6000 метров.

К сожалению, для украинцев и белорусов Worldnomads не продается (но можно купить, если вы резидент другой страны, которая есть в их списке).

Для Украины есть сайт с разными страховками - там можно подобрать полис с опцией спорта. Только не берите Провидну и страховые с ассистансом Balt Assistance - у нас с ними был очень плохой опыт!

Где купить газовые баллоны для горелки в Анталии и Фетие/Фетхие

В Анталье купить газовый баллон для горелки очень просто: в центре есть магазин Tibet Outdoors, а если он закрыт, то газ можно приобрести у дежурящих рядом с магазином таксистов.

Покупка газового баллона в Фетие/Фетхие - это уже квест. В интернете много противоречивых отзывов о том, есть ли там эти баллоны вообще, есть ли резьбовые или только кемпингаз. Так что мы тащили на всякий случай дровяную печку, но к счастью, газ для горелки в Фетие я таки нашла.

На кругу на пересечении Inonu Blv и Adnan Menderes Blv, если стоять лицом к Turkcell, то нужно пройти метров 10 налево. Там есть магазин для рыбалки с кучей удочек и т.п., и там аж в самой глубине выставлены баллоны для горелок. Это местный турецкий бренд, они выглядят немного по-другому (зелено-голубые). Баллон на 230г стоит 25 лир.

Советую скачать на телефон картинку баллона с горелкой и сразу показывать в магазинах, тогда продавец сразу поймет, что вам нужно.

Закупка еды в Фетие

Возле автовокзала есть Carrefour, где можно купить местную мивину, хлеб, сыр, шоколадки, печеньки, орешки, консервы, воду и т.п.

Мобильная связь и интернет в Турции

В Турции есть свои мобильные операторы, самое лучшее покрытие у Turkcell, их много по городу, мы были в том, что на том же перекрестке возле автовокзала. Фра купила пакет 6Гб за 75 лир (13$). Оформление какое-то сложное и занимает до получаса, они делают копию паспорта, и потом нужно много раз что-то подписать, приходят кучи смс на турецком, но этим всем занимается специально обученный сотрудник, ваша задача только заплатить деньги и терпеливо ждать, периодически что-то подписывая (и надеясь, что вы подписываете не передачу почки турецкому гражданину)). Покрытие даже в горах неплохое, у нас почти постоянно была связь и интернет.

Но по-моему, ради нескольких дней нет смысла покупать местную симкарту. Я пользуюсь в поездках симкартой для путешественников DrimSim: там низкие тарифы в большинстве развитых стран, помегабайтная тарификация интернета и очень легко подключить и пользоваться без танцев с бубном. И симка не сгорает, даже если ею не пользоваться год.

Тариф DrimSim на мобильный интернет в Турции - €0.01 за мегабайт. Ловит хорошо даже в сельской местности.

Закажите симкарту по моей ссылке, пополните на 25 евро, и получите 7 евро на счет в подарок. Заказывать нужно хотя бы за 3-5 дней до поездки - симку пришлют по почте.

600*90

Карта с полезными точками в Фетие

1 - магазин с газом для горелки

2 - мобильный оператор Turkcell

3 - остановка маршруток (долмушей) в Олюдениз

4 - супермаркет Carrefour

5 - автовокзал (otogar)

Снаряжение для Западной Ликийской тропы в мае

Планируя поход, учтите, что в мае на Ликийке очень жарко, нужна хорошая защита от солнца, летний спальник и легкие вещи.

На что стоит обратить внимание при походе на Западную Ликийскую тропу в мае:

• Ботинки с поддержкой голеностопа, но не жаркие. Тропа бывает каменистая и с сыпухой.
  • Защита от солнца: крем с высокой степенью защиты (SPF 50), кепка или бафф, очки.
  • Спрей от комаров. Нас на каждой стоянке атаковали насекомые.
  • Фильтр для воды. Учитывая "чистоту" воды в цистернах, мы постоянно использовали Katadyn BeFree.
  • Веревка метров пять (можно тонкую, лишь бы выдержала вашу емкость с водой).
  • Котел или другую емкость, которой можно черпать. Мы черпали бурдюком Hydrapack, болтая им в воде. На нем есть петелька для привязывания веревки. Мы еще думали, что если он не будет тонуть, то кинем в него пару камушков.
  • Емкость для воды минимум два литра на человека, а лучше три. На жаре постоянно хочется пить, а вода встречается не часто.
  • Треккинговые палки: можно и без них, но они сильно помогают на сыпучих тропах и на крутых спусках.
  • Я видела предостережения про то, чтобы не брали надувные карематы на Ликийскую тропу из-за колючек... но реально не было там ничего такого, чтобы бояться его проткнуть, просто нужно поубирать всякие камушки и веточки из-под палатки. Мы ходили с 2-местным Exped Synmat HL Duo, и все было ОК.
  • Самый легкий спальник. В мае по ночам было жарко, а стоянки не сильно высоко в горах. Может быть удобно взять какую-то очень тонкую простынку, стелить ее на каремат, и спать без одежды, укрываясь спальником.
  • Купальник / плавки.
  • Микрофибровое полотенце среднего размера (для пляжа).

💡 Читайте наш пост про то, как можно сэкономить на туристическом снаряжении.

GPS трек и навигация

Западная Ликийская тропа отлично прорисована на картах для смартфонов OsmAnd и Organic Maps (Aegean Region и Mediterranian Region), при чем на OsmAnd трек уже нарисован цветной линией. Спутники везде хорошо ловили, я даже ни разу не доставала свой навигатор гармин, везде хватало телефона. На обеих картах обозначены источники и стоянки, но не все, на деле их больше. Отдельный GPS трек по Ликийской тропе даже не нужно качать.

Я видела бумажные карты Ликийской Тропы - они вообще бесполезны, т.к. это просто схематическое изображение, даже без нормальных масштабов, а не топографическая карта. Лучше на эти 7 лир фруктов купить :)

Отели в Фетхие, Каше, Даламане и Анталии

После похода не проблема найти отель в Фетие, Каше, Анталье или любом другом городе на побережье, чтобы переночевать перед перелетом.

Вот подборки самых лучших отелей на букинге по отзывам туристов.