западная ликийская тропа турция поход

Пять лет назад мы сходили в поход по восточной части Ликийской тропы, а в этом году на майские праздники я прошла с подругой по ее западной части - из Олюдениза в Патару. Мы выбрали береговой трек, и немного шли по селам, при этом вышли на несколько дней позже, чем туристические группы, поэтому избежали толп и наслаждались одиночеством на тропе :)

Наш маршрут из Олюдениза в Патару

День 1: Олюдениз - Кирме

Трек начинается в Oludeniz, точнее в его верхней части - Hisaronu. От автобусной остановки идем немножко по асфальту, потом он переходит в грунтовку. Там большая арка, которая отмечает старт Ликийской тропы. Когда мы туда подошли, какой-то гад припарковался прямо возле арки, поэтому сделать красивое фото не вышло :(

По грунтовке идти легко, но жарко, и вскоре мы уже видим бухту Олюдениза с песчаным мысом. Этот ракурс есть на сайте любого рекламного тура этого похода :)

Периодически нам встречаются турки, которые устраивают пикники на обочине, сидя на солнцепеке и попивая айран.

Нам очень хочется вниз, погрузиться в море, но нужно идти вверх. Эх!

Через полчасика это все заканчивается и начинается каменистая тропа. Она идет через небольшие деревца и кусты, жарко, тени мало. Фра не привыкла к такой жаре, ей плохо, и мы останавливаемся на длинный привал, пока не спадет жара.

По пути встречаем сухопутных черепах :) Когда их берешь в руки, они прячутся и шипят.

Вода на треке есть, в основном в виде цистерн: это такие бетонные емкости с крышкой, в которых накапливается дождевая вода. Чаще всего к ним прилагается веревка и емкость, которой черпать, но не ко всем, поэтому нужно нести с собой веревку и что к ней привязывать. Расстояние от крышки до воды может быть несколько метров. Вода чаще всего была грязная (мошки, веточки и просто всякая муть), так что все время приходилось ее фильтровать с помощью Katadyn BeFree. Он у нас даже один раз сильно забился, пришлось выполаскивать.

(автор фотографий без метки "marinatravelblog" в этом посте - Анна Назаренко)

Сразу после подъема тропа превращается в грунтовку, по ней легко и приятно идти. Она проходит через какие-то стройки, где мы нашли кресло.

Идем мимо гор к безымянной деревне (на Maps.me там находится Halip's cafe). Там есть пара кафе-магазинчиков и кран с водой. И козы. Нам ничего не нужно покупать, пьем воду, мочим в воде кепки и идем к стоянке.

Меньше чем через 1 км после села с левой стороны дороги будет кран, и сразу после него справа стоянка в хвойном лесу. Стоянка огромная и уютная, есть дрова, к крану близко, но у нас есть газ и горелка. По дороге периодически кто-то ездит, поэтому мы забрались поглубже в лесок.

Мы вышли в 3 часа дня и прошли всего 9 км.

День 2: Кирме - Кабак

Встали очень рано, чтобы успеть побольше пройти до прихода жары. Идем по дороге в сторону Kirme. В селе есть пара кафешек-магазинчиков, но мы только что позавтракали и еще ничего не хотим.

А нет, хотим - увидели дерево шелковицы и пообъедали его :)

Сразу после села дорога превращается в каменистую сыпучую тропу. Здесь уже приятнее идти с палками, чем без них.

Примерно через километр после села есть кран и большая стоянка, не отмеченные на картах. Я так понимаю, именно здесь останавливаются тургруппы.

Идем дальше в сторону сел Hisar и Faralya. Дорога - то приятная грунтовка, то крутая тропа.

Наша цель - увидеть сверху Долину Бабочек. Самих бабочек мы не ожидаем, т.к. в это время года их там нет.

Смелые люди спускаются туда по почти отвесной скале, но мы решили, что нам это не нужно, тем более что внизу стояли несколько кораблей, с которых доносился громкий тунц-тунц.

Наверху есть несколько обзорных площадок, мы ходили по левой стороне, если быть лицом к морю.

Дальше был вариант пойти в село Kabak по верхней дороге или вдоль моря. Мы выбрали вдоль моря, коварно рассчитывая искупаться по пути.

В самом начале тропы есть место для кемпинга в отличными видами, но без воды и наклонное. Воду можно добыть в селе, это недалеко, зато закат там должен быть великолепный.

Тропа была непростая, местами с карабканьем, к тому же уже была середина дня и солнцепек, но это компенсировалось отличными видами.

На тропе есть кран, он отмечен на карте, и из села туда "всего" 1.5 км, но это были очень непростые 1.5 км, еще и с остановками на фото, так что мы их небыстро прошли. Там устроили обед, отдохнули, и пошли дальше в сторону Кабака.

По пути много всяких трав типа мяты, чабреца, орегано и т.п. Мы собираем их на чай и раскладываем по карманам рюкзаков, чтобы пахли.

На карте есть пляж возле Perdue Hotel - так вот там не только красивый пляж с лазурной водой, а еще и приятная кафешка с лежанками и розетками. Отличное место зависнуть на отдых :) После длинного жаркого дня даже пиво Efes показалось вкусным :)

После кафешки тропа идет дальше вдоль моря, есть виды на бухточки, а потом приходит в село Кабак.

Кабак нам вообще не понравился: пыльнючие грунтовки, все какое-то облезлое, куча укурышей и прочих малоприятных личностей, много мух и ос, и высокие цены. Питьевой воды в селе нет! Она вся солоноватая, нужно или покупать в магазине (вечером, т.к. утром он закрыт), или пить такую. Эта вода напоминает физраствор, и в теплом виде просто отвратительная.

Возле села можно найти полянки переночевать, но там неуютно вообще, и места маленькие и кривые. Лучше спланировать свой маршрут так, чтобы ночевать где-то в другом месте.

Сегодня мы прошли 15 км. Могли бы и больше, если бы не пережидали жару и не сидели в кабаке в Кабаке.

День 3 Кабак - террасы между селами Гей и Бель

В 7 утра мимо нас прошел юноша, который убирает пляж и сообщил, что кемпинг здесь запрещен. Мы ответили, что уже уходим, собрали палатку и пошли на пляж готовить завтрак.

Из Кабака есть две дороги - одна снова вдоль берега, другая вверх через каньон. Мы опять выбрали берег.

Тропа была сложная, постоянно переступали через камни, кое-где карабкались. Много паутины.

Стрелочка со смайликом: да, карабкаться сюда.

Через пару часов пришли на пляж Paradise beach. Возле него много места для стоянки и есть колонка с такой же солоноватой водой, как в Кабаке. Пляж песчаный, вода изумительного голубого цвета. Здесь мы в первый раз встретили большую тургруппу.

Искупались, пообедали, отдохнули в теньке... хорошо там, но нужно идти дальше.

Наш путь лежал к безымянному пляжику возле руин Kalabantia. Руины так себе, а пляж уютный маленький галечный, закрытый от волн. Купаться там было замечательно :) Возле пляжа есть одна каменистая мини-площадочка для палатки. Воды нет.

Дальше нам нужно было набрать 450 метров высоты, при чем только через 350 должна была быть первая цистерна. Все оказалось не так страшно, тропа сделана в виде плавного серпантина, тени много, так что поднялись без проблем.

Фото: найди козла :)

Вода в цистерне была очень грязная, снова порадовались, что брали с собой фильтр. Зато как ж вкусно снова выпить чистой пресной воды! :)

Наверху оказалась совсем другая местность: огромные поля каких-то золотистых злаков (пшеницы?). И жарищщщщаааааааа. В верхней цистерне вода была очень глубоко, мы не дотянулись.

Какое-то историческое сооружение.

Это развилка, на которой мы вернулись на классический трек по Ликии, обычно сюда приходят по верху из Alinca, а затем идут в Bel через Gey или Bogazici. Мы пошли через Gey.

Идти по тропе было замечательно, пока мы не вышли на дорогу без малейшей тени и тащились по ней по самому солнцепеку. После выхода с тропы есть несколько цистерн, и на самой тропе тоже есть цистерна, но вода была очень мутная.

Колючки шикарны :)

В селе Gey (Yediburunlar) был аншлаг - несколько больших тургрупп, которые сидели на обочинах и оккупировали все магазины и кафешку. Мы прошли до второго магазина, там никого не было, но через пять минут подошла здоровенная группа.

Купили турецкий дутый батон и сожрали его целиком на двоих :) Турок подарил нам по помидорке - это показалось просто пищей богов :) А мороженого не было :(

В этом магазинчике есть холодильник с краниками с бесплатной прохладной питьевой водой. И рядом проходит тропа на Bel.

Идти по сельской местности внезапно оказалось очень красиво: красно-кирпичная земля как в Парагвае, террасы с золотистой пшеницей и яркие зеленые деревья. И жара уже спала, так что мы бодро зашагали по дороге. Вечерело, нужно было найти полянку под палатку, а вокруг сплошные камни.

Прошли пастбище, и началась тропа. Каменюки, обрыв и т.п.

Мы рисковали засветло не дойти до возможной ночевки, но вдруг оказалось, что посередине пути между Gey и Bel есть террасы (на карте это место никак не отмечено). Ура-ура-ура! К ним прилагался пастух и козы, но он их как раз загонял в сарай, а нас не беспокоил. Мы спустились на самую нижнюю террасу, а там еще и была цистерна! Терраса была отлично вытоптана, ни камушка, вода есть, вид на море, романтика. Фра даже разожгла костерок. Только вот насекомых было немеряно: мушки, комары, еще какая-то тварь, которую Фра назвала "щИпавка". Мы старательно набрызгались, но они все равно атаковали.

В это день мы снова прошли 15 км. Вообще, по Ликийке сложно проходить больше, потому что много времени уходит на всякое купание в море, зависание в жару и т.п.

День 4. Бель - Патара

В 8 утра пастух выпустил коз, а мы пошли в Бель. По пути больше не было полянок, так что эти террасы были просто подарком судьбы. Источников воды до села тоже не было (в селе есть). Верхняя часть тропы была очень приятной.

А затем пошел крутой спуск. Наш дальнейший путь лежал к пляжу Gavuragili (купаться!) и в Patara. Там сплошные камни и солнцепек, я бы не хотела там подниматься. В начале спуска есть цистерна, потом воды нет.

Пока я отдыхала, на меня присело отдохнуть какое-то здоровенное насекомое.

Пляж Гавурагили разочаровал: крупная галька, в волны заходить по такой было опасно, так что не искупались и пошли в Патару.

Трек проходит по асфальтированной дороге, и еще был какой-то праздник или что, на каждой полянке сидели турецкие семьи, выехавшие на пикник, и мимо нас постоянно кто-то проезжал. Этот участок пути очень не понравился.

На подходах к Патаре переправлялись через речку по такому мостику.

Пляж Патары тоже не понравился, потому что были волны, а он песчаный и мелко. Купаться - это только зря себе набить песка в купальник. Так что пришлось уезжать без купания.

Сегодня мы снова прошли 15 км, и на этом Западная Ликийка заканчивается. Трек идет дальше через села, потом высоко в горы, и приходит в Каш, но этот кусок никто не ходит, потому что это бессмысленно и беспощадно.

Из Патары ходят маршрутки на трассу (возле Xantos), и оттуда можно уехать в Каш, Анталию или Фетие. В Ксантосе есть какие-то древние руины и амфитеатр, но мы туда не ходили.

Поехали в Каш, сняли там номер в отеле, отмылись наконец-то, наелись рыбы, фруктов и мороженого и стали думать, что делать дальше.

Другие варианты прохождения Западной Ликийки

Если бы я знала заранее, что дорога в Патару будет неинтересной, то закольцевала бы маршрут и не стала спускаться в Гавурагили.

Из Беля можно было бы пойти в Bogazici, затем в Alinca, обойти по верху Kabak и прийти в Kirme по другой дороге. Оттуда есть два варианта: 1) прийти в Олюдениз по шоссе (33 км, 2 дня, из них 11 км по шоссе можно подъехать автостопом); 2) не доходя до Кирме спуститься в долину бабочек и уехать в Фетие или Олюдениз на лодке (27 км, 2 дня + лодка).

Возле Олюдениза есть замечательная тропа с отличными видами в Kayakoy (6 км, воды нет).

тропа олюдениз каякой турция

каякой олюдениз поход

Сам Каякой/Каякёй - это город-призрак. До 1923 года она назывался Левисси, и здесь жили греки. После распада Оттоманской империи правительства Турции и Греции провели "обмен" населением, чтобы сделать его более однородным: православные греки были выселены в Грецию, а турецкие мусульмане в Турцию. На место греков в Каякой приезали поселенцы из греческой Македонии, но эта земля показась им слишком холмистой и каменистой, поэтому они переехали в другие регионы Турции. В 1957 году произошло землетрясение, и с тех пор Каякой не изменялся. К нему примыкает турецкая деревня - это обычное поселение с водой, ресторанами и отелями.

каякой турция

каякей турция

турция каякей

каякой левисси

каякой фетие

Из Каякоя в Фетие ходят маршрутки (6 лир), а можно спуститься пешком по старой брусчатке.

Почему мы не пошли по Центральной Ликийке

Сначала мы планировали пройти еще и центральную часть Ликийской тропы (3 дня из Kaş в Demre), но поспрашивали тех, кто недавно ее прошел, и они сообщили, что там вообще нет воды, и мало тени. Воду можно просить у местных в тех селах, где стоянки.

Мы прикинули, что по такой жаре пьем много воды, а еще нужна вода на готовку, и решили, что нет смысла мучиться.

Вместо этого мы съездили на лодке к затонувшему городу Simena/Kekova и соседним островам, но об этом я напишу отдельно, подписывайтесь, чтобы не пропустить. Это фото оттуда.

симена кекова турция

Как добраться до Олюдениза из Анталии, Даламана и Фетие

Западная Ликийская тропа стартует в селе Oludeniz возле Fethiye. Добраться из Фетие до Олюдениза можно на маршрутке (долмуше), которая отправляется с остановки долмушей и проходит мимо автовокзала (otogar). Они ходят с 7 утра до 7 вечера и стоят 6 лир. Платить нужно при входе. Водителю сказать, чтобы высадил на остановке возле отеля Montana Pines.

Из Даламана в Фетие

Автобус из аэропорта Даламана на автовокзал Фетие едет 1 час и стоит 15-20 лир в зависимости от сезона. Автобусы отправляются через 40-50 минут после прибытия самолетов.

Расписание автобусов из Фетие в аэропорт Даламан:

Из Анталии в Фетие

Сначала нужно добраться из аэропорта Анталии на автовокзал, затем на автобусе до Фетие 3.5 часа. Мы сами так не ездили, это информация из интернета.

Перелет до Анталии или Даламана

Если не можете найти прямой перелет до Анталии ли Даламана, то узнайте у турагентов про чартеры. Мы летели прямым чартером Киев-Даламан, они как раз начинают летать с самого конца апреля. Может быть проще/дешевле прилетать в Анталию, все зависит от ваших дат и расписания перелетов в конкретное время.

Где купить газовые баллоны для горелки в Анталии и Фетие/Фетхие

В Анталии купить газовый баллон для горелки очень просто: в центре есть магазин Tibet Outdoors, а если он закрыт, то газ можно приобрести у дежурящих рядом с магазином таксистов.

Покупка газового баллона в Фетие/Фетхие - это уже квест. В интернете много противоречивых отзывов о том, есть ли там эти баллоны вообще, есть ли резьбовые или только кемпингаз. Так что мы тащили на всякий случай дровяную печку, но к счастью, газ для горелки в Фетие я таки нашла.

На кругу на пересечении Inonu Blv и Adnan Menderes Blv, если стоять лицом к Turkcell, то нужно пройти метров 10 налево. Там есть магазин для рыбалки с кучей удочек и т.п., и там аж в самой глубине выставлены баллоны для горелок. Это местный турецкий бренд, они выглядят немного по-другому (зелено-голубые). Баллон на 230г стоит 25 лир.

Советую скачать на телефон картинку баллона с горелкой и сразу показывать в магазинах, тогда продавец сразу поймет, что вам нужно.

Закупка еды в Фетие

Возле автовокзала есть Carrefour, где можно купить местную мивину, хлеб, сыр, шоколадки, печеньки, орешки, консервы, воду и т.п.

Связь в Турции

Самое лучшее покрытие у Turkcell, их много по городу, мы были в том, что на том же перекрестке возле автовокзала. Фра купила пакет 6Гб за 75 лир. Оформление какое-то сложное и занимает до получаса, они делают копию паспорта, и потом нужно много раз что-то подписать, приходят кучи смс на турецком, но этим всем занимается специально обученный сотрудник, ваша задача только заплатить деньги и терпеливо ждать, периодически что-то подписывая (и надеясь, что вы подписываете не передачу почки турецкому гражданину)). Покрытие даже в горах неплохое, у нас почти постоянно была связь и интернет.

Карта с полезными точками в Фетие

1 - магазин с газом для горелки

2 - мобильный оператор Turkcell

3 - остановка маршруток (долмушей) в Олюдениз

4 - супермаркет Carrefour

5 - автовокзал (otogar)

Снаряжение для Западной Ликийки в мае

Планируя поход, учтите, что в мае на Ликийской тропе очень жарко, нужна хорошая защита от солнца, летний спальник и легкие вещи.

На что стоит обратить внимание при походе на Западную Ликийскую тропу в мае:

• Ботинки с поддержкой голеностопа, но не жаркие. Тропа бывает каменистая и с сыпухой.
  • Защита от солнца: крем с высокой степенью защиты (SPF 50), кепка или бафф, очки.
  • Спрей от комаров. Нас на каждой стоянке атаковали насекомые.
  • Фильтр для воды. Учитывая "чистоту" воды в цистернах, мы постоянно использовали Katadyn BeFree.
  • Веревка метров пять (можно тонкую, лишь бы выдержала вашу емкость с водой).
  • Котел или другую емкость, которой можно черпать. Мы черпали бурдюком Hydrapack, болтая им в воде. На нем есть петелька для привязывания веревки. Мы еще думали, что если он не будет тонуть, то кинем в него пару камушков.
  • Емкость для воды минимум два литра на человека, а лучше три. На жаре постоянно хочется пить, а вода встречается не часто.
  • Треккинговые палки: можно и без них, но они сильно помогают на сыпучих тропах и на крутых спусках.
  • Я видела предостережения про то, чтобы не брали надувные карематы на Ликийскую тропу из-за колючек... но реально не было там ничего такого, чтобы бояться его проткнуть, просто нужно поубирать всякие камушки и веточки из-под палатки. Мы ходили с 2-местным Exped Synmat HL Duo, и все было ОК.
  • Самый легкий спальник. В мае по ночам было жарко, а стоянки не сильно высоко в горах. Может быть удобно взять какую-то очень тонкую простынку, стелить ее на каремат, и спать без одежды, укрываясь спальником.
  • Купальник / плавки.
  • Микрофибровое полотенце среднего размера (для пляжа)

Трек и навигация

Западная Ликийская тропа отлично прорисована на картах OsmAnd и Maps.me (Aegan Region и Mediterranian Region), при чем на OsmAnd трек уже прорисован цветной линией. Спутники везде хорошо ловили, я даже ни разу не доставала свой навигатор гармин, везде хватало телефона. На обеих картах обозначены источники и стоянки, но не все, на деле их больше. Отдельный GPS трек по Ликийской тропе даже не нужно качать.

Я видела бумажные карты Ликийской Тропы - они вообще бесполезны, т.к. это просто схематическое изображение, даже без нормальных масштабов, а не топографическая карта. Лучше на эти 7 лир мороженого купить :)

Если есть вопросы, то не стесняйтесь задавать в комментариях :)