Кордильера Уайуаш (Cordillera Huayhuash) - это одно из самых красивых мест в перуанских Андах. Это непростой поход, но он стоит всех усилий. Длина трека всего около 100 км, но основная часть проходит на высотах от 4200 метров, с семью перевалами от 4700 до 5042 метров.

Поход Уайуаш, Перу

Кстати, именно в Кордильере Уайуаш произошли события, по которым в 2003 году сняли фильм "Касаясь пустоты" (Touching The Void) про неудачное восхождение на гору Siula Grande (6344 м).

Обычно богатые туристы ходят в поход на Кордильеру Уайуаш с гидами, их багаж едет на ослах, к ослам прилагаются погонщики, а кормят всю эту ораву отдельные повара (ослов не кормят, они сами едят траву ;) ). Эти группы тащат общую палатку-кухню, палатку-туалет, все вещи и еду, нормальные газовые плитки с большими газовыми баллонами, раскладные стулья и т.д. и т.п., персонал сам ставит и собирает все палатки, от туристов всего лишь требуется заплатить деньги и идти, желательно помедленнее, потому что цена высчитывается исходя из количества дней :) У некоторых групп даже есть caballo de emergencia, что мы литературно перевели как "лошадь скорой помощи", для эвакуации слабых духом и покалеченных в цивилизацию к пиву и севиче. Стоит такой поход от 200 до нескольких тысяч долларов с одного человека за 10 дней, и это без "обязательных сборов" Уайуаша, о которых я расскажу позже.
Мы решили, что платить 400 долларов на двоих, плюс сборы, - это слишком, и прошли его абсолютно самостоятельно за 8 дней, включая долгую дорогу туда-обратно.

День 1. Как добраться до Кордильеры Уайуаш. Разминочный переход до первого кемпинга Cuartelhuain

Билет до села Покпа (Pocpa) стоил 30 солей. Автобус ходит раз в день в 5 утра. Туда возит только одна автобусная компания - Nazario, которая находится возле пересечения улиц 27 de Noviembre и Longtitudinal de la Sierra Norte. Ехать 5 часов, с 7:20 до 8 делают остановку на завтрак в городке Chiquian. Там же перегружают все вещи и людей в кузов грузовика и везут по грунтовке до Pocpa.
Автобус из села Ямак (Llamac) в Уарас ходит раз в день в 11 утра. Обратный билет стоил 25 солей, а не 30, и в этот раз мы ехали в обычном автобусе, а не в кузове грузовика.

В Llamac принудительно обилечивают типа на благо местной общины (20 солей). В Pocpa нас тоже пытались обилетить непонятно за что по 10 солей, но мы быстро нацепили рюкзаки и пошли. Она шла за нами метров 10, потом отстала, с нами были еще туристы, пристала к ним.
До первого кемпинга Cuartelhuain мы шли по грунтовке по красивой долине с живописными скалами. По пути была будка с солдафоном, у которого мы зарегистрировались (имя, фамилия, номер паспорта; это было бесплатно). Трафика почти не было, застопили одну машину всего на пару км. Еще в ту же сторону были два микроавтобуса, набитых богатыми туристами. А вообще, уклон был небольшой, в гору шлось легко, погода была хорошая. На кемпинге была огромная толпа! Палаток с туристами штук 15, плюс обслуга. И сильный ветер. Вечером по лагерю прошел контролер и проверил билеты из Llamac и оторвал от них кусок с надписью "контроль".

А так живут местные! Видите, справа домик?

Поход Уайуаш, Перу

День 2. Перевалы Cascananpunta и Carhuac

Утром в бутылках подмерзла вода

В 7:20 мы уже были на тропе, чтобы за день преодолеть два перевала: Cascananpunta и Carhuac (оба больше 4700 м). Обычно туристы на второй день идут только один перевал и останавливаются на кемпинге возле Janca, где платят аж по 40 солей с человека! Возможно, нас не обилетили, потому что мы пришли туда не как все, а по верхней тропе (см. Трек №2 внизу в разделе про GPS треки).

Мы успели пройти первый перевал и прийти на этот кемпинг в 12 с чем-то, так что сразу пошли дальше.

После перевала Carhuac тропа спускается к озеру Carhuacocha и дальше огибает его слева. Мы подумали, что делать крюк в 3-4 км не хочется, спустились напрямик, но потом нужно было пересечь долину, а там оказалось сплошное болото, самым разумным оказалось снять ботинки и пройти в носках, проваливаясь по щиколотку в воду.

Как только мы вышли на сухое условно ровное место и начали ставить там палатку, из соседних хижин прискакал вымогатель, хотел по 25 солей с человека, мотивируя это тем, что это болото является кемпингом!!! Мы с ним долго разговаривали, и говорили, что бедные студенты, и возмущались тем, что это не кемпинг и платить тут не за что... он уперся, и все. Типа все платят, а нам че жалко. В итоге мы хотели предложить ему 10 солей на двоих без билета, потом 20, он хотел не меньше 25. Тогда мы сложили вещи и тупо пошли дальше по тропе. Очень не хотелось после долгого дня на закате куда-то идти, переходить ледяную реку вброд (он-то был в резиновых сапогах!), но платить 50 солей тупо ни за что - это было слишком!!! В Уарасе за эти деньги можно снять приличный номер в отеле с горячей водой, вайфаем и т.п. плюс вдвоем плотно поесть (первое-второе-компот). Возле его хаты он не хотел нас пропускать, мы просто обошли забор слева. Тогда уже, когда он понял, что мы уходим, таки согласился за 10 без билета. Можно было не давать ему и эти 10 и тупо пойти дальше, но уже темнело, а мы не хотели, чтобы он бежал за нами и видел, где мы ночуем.
Дальше оказалось с местами не густо, мы прошли еще минут 20 с фонарями, нашли немного наклонный участок голой пыльной земли без травы перед первым озером и там закемпились. Высота была около 4300 метров.

День 3. Проходим перевал Siula и подбираемся к перевалу Portahuela

Вышли в 7 утра, потому что нас ожидал перевал Siula 4830 метров, а потом длинный спуск и проход дальше к перевалу Portachuela, минуя еще один вымогательский хутор.
Утром было ужасно холодно, на палатке лед, на траве иней. Но зато виды были обалденными! Мы проходили мимо нескольких озер, в них отражались заснеженные пики, а каждых минут 10-15 сходили лавины, устраивая водопады из снега. Это, пожалуй, была сама красивая часть трека!

Вы же догадались, из чего верхняя часть пирамидки? Welcome to Huayhuash!

Когда мы спускались на хутор Huayhuash, то сверху увидели, что на другом конце долины есть траверс, который проходит достаточно далеко и высоко от вымогателей, чтобы им было лень за нами бежать. Так что мы просто спустились к реке напрямик, пересекли ее вброд (заодно и ноги помыли) и вскарабкались на траверс. Потом мы быстро прошли мимо села и пошли дальше по долине. Сначала долго не было воды, но как только мы нашли ручей и набрали все бутылки, ручьев стало даже слишком много, в том числе прямо на тропе. Немного позже мы нашли условно ровную полянку почти без навоза, это уже была высота 4620 м, самая высокая наша ночевка на тот момент, там закемпились, сфотографировали палатку для обзора (который будет опубликован в следующих постах), сняли таймлапс, поужинали и легли спать.

День 4. Перевал Portachuela и самая высокая точка нашего похода - перевал Cuyoc (5042 м)

Утром мы довольно быстро поднялись на перевал Portachuela, благо подъем был плавный и всего 200 метров высоты.

Потом мы долго спускались к озеру с длинным мысом, похожим на какое-то чудище.

За озером поворот направо и спуск к очередному платному кемпингу и термам. Термы нас не сильно привлекали, потому что там купаются толпы туристов после 5-6 дней похода. Сверху мы увидели, что по правой стороне долины идет хороший четкий траверс. Мы на него залезли, это оказался небольшой канал, а вдоль него хорошая ровная тропа без навоза.

Поход Уайуаш, Перу

Ну и сама долина выглядела неплохо :)

По ней мы дошли до конца канала, потом тропа ушла влево, слилась с другой тропой, та стала уходить влево и вверх, потом через какое-то время резко повернула влево, и скоро слилась с треком. Так мы избежали вымогателей и спуска-подъема минимум на 100 метров, что на этих высотах как 300 метров в обычных горах. Дальше подъем на перевал Cuyoc (5042 метра) был довольно плавным, поэтому он дался нам легко.

Виды с перевала были обалденными!!!

Спуск оказался очень крутым и очень сыпучим, мы ползли вниз не меньше часа! Заночевали в ближайшей долине на рекордной для нас высоте 4704 м, там справа бежит ручей, и среди камней можно найти место под палатку.

Ночью было ооочень холодно, но мы как-то это пережили :)

День 5. Ни одного перевала, ура! Долины, водопады и про коммуникацию

Вышли очень рано, в 6:30 , и почти весь день спускались по нескольким пологим долинам. Потом трек шел справа от реки, зачем-то заходя в соседнюю долину, а натоптанная тропа слева. Мы пошли по левой, внезапно начался чуть ли не отвесный спуск, а река превратилась в каскад водопадов! :)

Часам к трем пришли к большому селу Huayllapa, там нас таки обилетили по 40 солей с человека. Мы с ним долго разговаривали и так и эдак, но пришлось платить. После оплаты он ушел. То есть пройди мы на полчаса-час позже, прошли бы бесплатно. Обойти, как в других местах, там не получалось :/ Село находится на высоте примерно 3540 м, так что к следующему перевалу подниматься и подниматься. Мы успели подняться к двум кемпингам (как ни странно, бесплатным!), на нижнем стояла палатка, так что мы заночевали на верхнем на высоте около 4300 м. На треке эта точка называется Huatiaq. На нижнем кемпинге висит табличка, что выше этих двух долин кемпиться нельзя, а то штраф 300 солей. Ну и ладно, мы бы дальше и сами уже в тот день не доползли.

Пока ставили палатку, пришел мужик ооочень бомжевато-алкоголического вида и что-то хотел. Мы сделали вид, что не понимаем испанский и английский, но в ходе объяснения жестами выяснилось, что у него болит голова, и он хочет аспирин... хотя аспирин ващета при головных болях не самое правильное лекарство. Дали ему две таблетки спазмалгона, и он радостно почесал вниз. Надеюсь, у него нет на него аллергии и по дороге домой он не умер от отека Квинке. Вывод: даже с самым страшным чуваком лучше пообщаться и выяснить, что он хочет. Так можно быстрее от него избавиться.

Закат, как всегда, был прекрасен.

День 6. Два последних перевала: Tapush и Punta Yauche

Немного проспали и вышли "аж" в 7:30. По плану было пройти два перевала: Tapush Pas и Punta Yauche Pas, 4800 и 4850 м, спуск между ними на высоту около 4440 м. Мы их и прошли. В долине встретился еще один билетер, но мы его послали и просто пошли дальше. Он сказал, что у нас будут проблемы на кемпинге возле озера. Спасибо, что предупредил, обойдем этот кемпинг стороной! Виды с перевалов были не такие крутые, как в прошлые дни. И идти вверх было сложно, потому что уже накопилась усталость.

После спуска со второго перевала закемпились на крошечной полянке у реки, чуть ниже большой долины, на высоте около 4350 м. Для этого пришлось долго отпинывать сухой навоз :/ А вообще, надоело уже или платить много денег абсолютно ни за что, или прятаться, как преступники какие-то :((( Мы были утомлены и мечтали побыстрее закончить поход.

День 7. Финальный переход

Ночью палатка так замерзла, что мы еле сложили дуги - их сегменты прилипли друг к другу с помощью льда :)
Спустились к озеру Jahuacoche, там есть кемпинг и мост через реку, но мы ушли траверсом влево и избежали вымогателей. Только пришлось переходить речку вброд. Лучше всего это сделать перед селом, потому что дальше река входит в глубокий овраг и становится слишком быстрой.
Вообще, селяне живут по обе стороны реки, но мостик построить не додумались. Так же как и не додумались оттащить от села обгрызенный труп коровы и вытащить из реки труп теленка :/
Дальше тропа разделялась на две: одна шла как мои оба трека, вторая была с указателем на Llamac и судя по навигатору, была чуть короче, но с ненужным нам подъемом. Мы пошли по трекам - тропа шла на одной высоте почти все время. Мы уже никуда не спешили, много отдыхали. Но зато проснулся такой голод!!! Подъели много еды :) Почти сразу после начала спуска нашли ровную полянку, там просушили палатку и спальники, и там же заночевали. С 5 до 11 вечера сильно лило, но мы были уже в палатке :) После окончания дождя к палатке прибежала собака и начала рычать. После нескольких постукиваний крышкой котелка по котелку собака вдруг вспомнила про какие-то неотложные дела и больше нас не беспокоила.

День 8. Возвращение в цивилизацию

Как обычно, встали рано. Вниз спускались медленно и лениво, и это заняло меньше полутора часов. Нашли кафешку, позавтракали. После похода все казалось офигенно вкусным :))) Так как мы поизголодались, то накупили еще кексиков и печенек, сгрызли их.
Сели на площади, там было чисто и солнечно, мы просушили палатку и спальники, и пошли на автобус.

Кирпичи делают из навоза земли

Ямак

На выезде из села у нас проверили билеты, которые мы купили на въезде в село в начале похода.

В Chiquian была остановка на обед, и мы снова накинулись на еду :)
Главная площадь:

По приезду в Уарас пошли в тот же отель (Inti Wasi), а там уже был горяченный душ, пиво, булки, сыр, кровать, интернет и т.п. И никаких больше вымогателей...

Полезная информация

Страховка для походов до 6000 метров

Обычные полисы не покрывают горные походы любых категорий сложности. Нужна отдельная спортивная страховка. Оптимальный вариант - это купить для активных дней страховой полис от Worldnomads - это международная страховка, оформляется онлайн, даже если вы уже в путешествии, и покрывает походы до 6000 метров.

К сожалению, для украинцев и белорусов Worldnomads не продается (но можно купить, если вы резидент другой страны, которая есть в их списке).

Для Украины есть сайт с разными страховками - там можно подобрать полис с опцией спорта. Только не берите Провидну и страховые с ассистансом Balt Assistance - у нас с ними был очень плохой опыт!

Коротко о преимуществах и недостатках треккинга в Уайаш

Чтобы у вас было меньше сюрпризов, мы решили честно написать наше мнение :)

Недостатки:

• Каждый день 1-2 раза с вас будут пытаться сломить деньги. Как известно, психологически человеку неприятно расставаться с деньгами (намного приятнее их получать), поэтому было бы намного лучше заплатить один раз много и не портить себе отдых и "уединение с природой" общением с билетерами.
  • Очень много говна! Все перуанские Анды - это одно сплошное пастбище, где пасутся коровы, овцы, лошади, ламы, свиньи и билетеры. На территории нацпарков и кемпингов тоже. Тропы обильно унавожены ишаками. Так что будьте бдительны, когда ставите рюкзак :) почаще мойте руки во избежание паразитов.
  • В связи в предыдущим пунктом: все источники воды потенциально заражены домашними животными, воду надо очищать вплоть до высоты 5200 метров (только на ледниках коров нет :) ).
  • Лунными ночами коровы пасутся. Чавкают рядом с палаткой и мешают спать. Отогнать почти нереально.
  • Тропы не размечены, указателей нет (за что деньги платить?).
  • Официальные кемпинги в антисанитарном состоянии, очень грязно, мало ровных мест, много говна. Туалеты очень страшные, и находятся далеко от потенциальных мест под палатку. Погонщики ишаков из платных групп начинают ставить лагерь в 11-12 утра, занимая все лучшие места. Так что лучше ночевать дикарем в горах.
  • Рядом с деревнями могут воровать. Все брать внутрь палатки.
  • Встречаются стаи злых собак. Но по всему треку много камней для самообороны. Собаки нарываться на камень боятся.
  • Большая высота, трудно дышать, очень медленно идти, нужно быть готовым к температуре -10 и ниже рано утром и ночью.

Преимущества:

• Вода есть все время, тащить не надо, но надо обеззараживать.
  • Очень красивые пейзажи, каждый день озера, снежные пики, скалы. Маршрут считается одним из самых красивых в Андах.
  • Довольно стабильная солнечная погода в период июнь-сентябрь.
  • Превосходная видимость, очень красивое звездное небо по ночам.

Дальше подробнее.

"Официальные" сборы в Уайуаш

Официально Уайуаш не является национальным парком, поэтому никакой госорган не собирает деньги за билеты, но хитрые и жадные местные придумали какие-то там законы, по которым все иностранцы платят "за проход по тропе", "за кемпинг", "за право дышать" в разных селах (в сумме 6-7 платежей) разные суммы от 10 до 45 солей с человека, в итоге набегает до 200 солей (63$), и эта цифра постоянно растет. В самих селах никто не мог предъявить никаких документов, копий закона и т.п., только сами билеты и заученные фразы о том, что "все платят, и с гидами и без, так что и вы платите", "оплата за проход по тропе", "а в Мачу Пикчу платят намного больше" (сравнили свои хлевы с Мачу Пикчу хахаха) и т.д. и т.п.
Есть места, где от оплаты не отвертеться.
Есть места, где можно просто послать вымогателя-билетера.
Есть места, где можно обойти по другой тропе.
Но без билета нельзя стоять на официальных кемпингах (на самом деле приятнее и безопаснее стоять отдельно).
Какое-то время назад можно было уговорить билетера пропустить без оплаты, но сейчас это не везде срабатывает!

По нашим подсчетам, доходы от этих сборов огромные, и они, очень вероятно, оседают в чьих-то карманах. Мы не заметили никакого прогресса в местных общинах в виде хороших дорог, школ, садиков, ухоженных улиц и парков. Тропа и кемпинги не поддерживаются в хорошем состоянии. В селах люди живут как в средних веках, у них даже негде купить аспирин.

Кемпинги в Уайуаш

По пути есть несколько типа официальных кемпингов, на которых проверяют билеты. Эти "кемпинги" совсем не те, что в развитых странах. Из удобств вы получите условно ровную поляну, иногда убогие туалеты, и всегда много навоза. Никаких мусорных баков, столов, душей, мест под костер. Плюс там будет много людей, а это означает, что все более-менее ценное нужно затаскивать из тамбура внутрь палатки. Поэтому мы старались кемпиться где-то подальше от толп. Местечко под одну небольшую палатку рядом с ручьем мы всегда находили, и я специально писала, где именно мы ставили палатку, чтобы поделиться информацией.

Питьевая вода

Питьевая вода в Уайуаш встречается постоянно, но она загрязнена животными, поэтому ее нужно или хорошо кипятить, или обеззараживать таблетками. Если вы думаете, что если вы набираете воду на больших высотах, то она чистая, то учтите, что мы видели коровьи какашки на высоте 5000 метров ;)

Дрова

Дров на маршруте почти нет, потому что выше 4000 метров деревья почти не растут, а ниже любой хворост собирается местными. Мы ходили с газовой горелкой. Газ можно купить в Уарасе по 35 солей за большой баллон (425г) или 25 солей за маленький (225г), он продается в пунктах обмена валют на главной улице (сюрприз!). Горелки тоже продаются в Уарасе, мы много где их видели.

GPS треки для похода по Кордильере Уайуаш

Так как тропа никак не размечена и периодически теряется в траве, я бы порекомендовала ходить там с навигатором. Мы пользовались двумя треками с сайта wikiloc:
1. Стандартный маршрут Huayhuash Circuit https://www.wikiloc.com/wikiloc/view.do?id=1853048.
2. Маршрут через снежные поля Alpine Circuit https://www.wikiloc.com/wikiloc/view.do?id=1478365
Оба трека неидеальны, но с ними хотя бы видно направление, куда идти, и где находятся места обитания вымогателей.

Наше видео из Кордильеры Уйауаш

Лавины, сходящие с отвесного склона и превращающиеся в водопады из снега... И просто водопады... Заснеженные вершины, которые отражаются в горных озерах... Закаты... Неимоверная природа Уайуаша... Все это в нашем видео:

Подписывайся на наш канал на Youtube!