Поход Альпамайо, Кордильера Бланка, Перу

Кроме Кордильеры Уайуаш, в Перу в окрестностях Уараса есть еще один красивый горный массив - Кордильера Бланка (Cordillera Blanca). Именно его видно из города, и именно туда ходят в большинство однодневных походов (например, Laguna 69, Laguna Churup). Из многодневных походов очень популярен 3-5 дневный Санта Крус (Santa Cruz), или 8-12 дневный вокруг Альпамайо (Alpamayo), который включает большую часть Santa Cruz. Мы именно этот более длинный трек и ходили.

Чаще всего туристы ходят в поход по Кордильера Бланка с гидами, ослами, погонщиками, поварами и прочими удобствами в виде палатки-туалета, палатки-кухни и caballo de emergencia (что в нашем вольном переводе означает "лошадь скорой помощи"), но здесь уже побольше самостоятельных туристов, чем в Уайуаше. Трек с агенством на Santa Cruz 4 дня стоит 300 солей с человека, на Alpamayo 8 дней 700 солей с человека, без входного билета в нацпарк (65 солей за 21 день или 10 солей за 1 день). Мы, конечно же, ходили сами.

Ниже я все подробно опишу и расскажу.

В этот трек есть два входа. Как нам сказали в офисе нацпарка, в Cashapampa насчет гидов строго, то есть без гида не пустят. В Hualcayan не строго. Оказалось, что нигде не строго, но потом мы встретили гида-канадку, которая водит походы в этих горах уже 30 лет, и она сказала, что с Кашапампы идти намного легче, и именно поэтому все путеводители рекомендуют идти в эту сторону и все гиды водят из Кашапампы. Непонятно, зачем представителям нацпарка было нас обманывать :(

Мы планировали пройти этот поход за 8 дней, но из-за плохой еды и горняшки прошли за 10. Это был самый тяжелый наш поход!

День 1. Поднимаемся в горы

Мы приехали на такси из Уараса (Huaraz) в Hualcayan по пыльной плохой грунтовке, которая шла над обрывом. Вылезли из машины, достали рюкзаки, расплатились с водителем, и тут к нам подбежала тетя с какими-то билетами. Мы ей показали билеты национального парка, но она нам сказала, что это не то, и что мы должны заплатить по 20 солей (6.3$) с человека типа на ремонт провала на поддержание дороги, при том что эту дорогу небось еще инки построили, и с тех пор она не ремонтировалась. Тычут самодельные билеты с подписью Порошенко "Presidento", и говорят, что все платят, все туристы, все агенства, ващеваще все. Нууу, мы же не "все", так что когда мы попросили предъявить какой-то документ по этому поводу, то тетка тут же сбежала в свой домик, бросив нам "щя я каак пазванююю, и вам не откроют дверь" 0_0. Какую еще дверь? В общем, решили на нее больше не тратить время и пойти посмотреть, что там за дверь и как ее можно обойти бесплатно. Как мы и догадывались, никаких там таких страшных дверей не было ;)
Затем мы весь день поднимались с 3200 до 4300, было тяжело и скучно, виды на все то же село. Ночевали на кемпинге Huishkash на высоте 4300 рядом с платной группой с гидом и ослами, поварами и даже раскладным туалетом. Они подтвердили, что платить не нужно было :)

Вот эта деревня.

Поход Альпамайо, Кордильера Бланка, Перу

В первый же день был красивый закат. Вдали видно лагерь той самой платной походной группы. У них это был последний день, оставалась куча еды, так что они нас немного подкоримили :)

День 2. Наш первый реально высокий перевал Osoruri (4849 метров)

На второй день мы проходили мимо высокогорного озера Culicocha, а потом преодолели самый высокий перевал на маршруте Osoruri: официально 4860, по моему навигатору 4849 метров. С перевала спустились немного и заночевали на кемпинге Osoruri на высоте около 4500. Подниматься было очень тяжело! Не хватало воздуха, мы очень часто отдыхали. И даже во время отдыха дыхание восстанавливалось не полностью. Это как если пройти пять метров вверх медленно, а дышишь будто сразу после стометровки на время. Еще и рюкзаки были тяжелые, потому что начало похода, и не вся еда была съедена.

День 3. Второй высокий перевал

На третий день нас ждал второй высокий перевал 4770 метров, а потом длинный спуск в долину, ночевали в конце долины на Jancaruri на высоте около 4200 метров. Видов каких-то особенных не было, но зато снова карабкались с трудом.

День 4. Перевал Caracara и как мы впервые за 10 месяцев кругосветки отравились

На четвертый день сначала немного отклонились на тропу к озеру Jancaruri и обзорной площадке Alpamayo Mirador Sud, а потом был еще один жестокий перевал Caracara: 4830. После него мне стало плоховато, была сильная слабость. Ночевали на Mollobamba на высоте около 4300 метров. Ночью был сильный мороз, весь тент от палатки и поляна вокруг были покрыты инеем! Но мы в своих зимних спальниках на -10 и купленных еще в Эквадоре носках из альпаки никакого такого холода не почувствовали :) Оказалось, что мне плохо не из-за высоты, а из-за еды! Мы купили мюсли (granola), и они оказались какими-то плохими. За 10 месяцев путешествия мы ели в разных стремных с точки зрения европейца местах, куда ходят одни местные, кое-где мы даже покупали нарезанные фрукты, и ни разу не отравились, и тут внезапно(!) отравиться в Перу в походе мюслями!!! Мюсли мы выкинули, конечно. Потом еще оказалось, что хлопья из киноа одни горчат, другие отвратительны на вкус. Первые мы выкинули, вторые оставили на случай сильной голодовки, потому что уже отставали от графика и боялись в последние дни остаться без еды.

Вот эта самая гора, красивой треугольной форме, встречающаяся на многих фотографиях - это и есть Альпамайо.

После перевала было озеро, вокруг влажная долина с красивыми мхами.

День 5. Лайтовый перевал и полудневка

На пятый день был лайтовый перевал - всего 4500, и по плавному траверсу, потом внизу в долине Huillca на высоте всего лишь 4000 метров мы сдедали полудневку, отлежались, отдохнули, я почувствовала себя лучше, и на следующий день мы пошли дальше.

День 6. Очередной перевал и сюрпризы погоды

На шестой день был новый перевал 4625 метров. Тропа терялась, мы еле ее нашли (она идет по левому склону). Карабкаться было тяжело, потому что наши желудки были еще не в полном порядке и мы съели всего лишь понемногу овсянки на завтрак и неоткуда было взяться силам. Спуск был реально страшным: крутая сыпучая тропа. Зато чуть ниже открылся вид на прекрасную долину с тремя озерами: Sactaycocha и двумя маленькими. Пока фотографировали, начался град, который потом перешел в мокрый снег, а ниже в ливень. Хотели заночевать на Jancapampa, но не дошли из-за ливня.

Это этот самый спуск. Вспомнили Ля Грав. К тому же все время были слышны лавины и потом пошел снег.

Вид снизу.

День 7. Большая группа, поющие дети и ...новый перевал

Ливень продолжался весь вечер и немного лило и ночью. Утром немного распогодилось, мы спустились в Jancapampa, возле речки пообедали и просушили вещи. Открылся вид на ледник с множеством водопадов.

💡 Водопады Игуасу в Аргентине и Бразилии

После долины долго шли по селу. Встретили поющих детей и группу туристов из 44 человек, там были и взрослые, и дети! Среди них была одна дама, которая еле ходит, так она весь поход ехала на лошади. Затем был перевал 4360 м, мы на него еле заползли, зато виды оттуда стоили того - они были лучшими за всю неделю! Ночевали возле ближайшего озера. Ночью возле нас фыркал бык, и наверное он же сожрал ту последнюю порцию хлопьев киноа, на которой мы поняли, что это не консервы виноваты, и которую мы вылили.

Жалко ослика, он устал.

Юный коммерсант хочет продать нам колу. Потом, оставшись ни с чем, он с помощью камня залез на коня (седла-то нет), и ускакал в деревню.

В Андах удивительно красивое небо ночью. Большая высота, чистый воздух и отсутствие электрифицированных населенных пунктов делает возможным четко видеть млечный путь и много-много звезд.

Поход Альпамайо, Кордильера Бланка, Перу

День 8. Угадайте что? Конечно, перевал!

Утром Серега еще раз поднялся на этот перевал пофотографировать, пока я собирала вещи.
И снова была длинная долина и тяжелый перевал! Заползли на него уже в шесть вечера, сделали пару фоток и побежали вниз, пока не стемнело. Хотя там было реально красиво и хотелось бы посидеть поглазеть подольше. Спуск завершали уже в темноте, с фонариками. В самом начале выполаживания, уже в темноте нашли ручей и условно ровную полянку без навоза, там и стали. Ночь была очень холодной: на палатке иней, на ручьях лед.

День 9. Переходим на трек Санта Крус. Последний перевал в этом походе, ура!

Девятый день был ужасно сложным: нам надо было залезть до тропы Santa Cruz, а потом на перевал Punta Union (4750 метров), у нас уже не было сил, тропа была очень некомфортной, мы еле туда заползли! Было просто невыносимо :( С перевала были отличные виды, и грело осознание того, что дальше только вниз :) По пути познакомились с Джоном, австралийцем гонконгского происхождения. Он скакал как зайчик: он шел только трехдневный Санта Круз, налегке, и это был единственый перевал на тропе. Дальше действительно было в основном вниз. Мы не стали кемпиться со всеми, а прошли дальше почти до озера, чтобы утром быстрее прибежать в Кашапампу.

День 10. В цивилизацию!

Утром десятого дня мы уже еле шли, хоть и вниз. Нам встречались толпы туристов, после пятнадцатой мы сбились со счета. К туристам прилагались корованы караваны ослов, плюс тропа стала пыльной и жаркой.

В общем, как-то доползли, на остановке в селе встретили Джона, подождали маршрутку колективо и по 10 солей доехали до Караса (Caraz), а оттуда по 6 до Уараса. Водитель пытался содрать с нас за багаж, но мы не поддались :) В Уарасе первым делом побежали есть мясо, потом еще пару дней отъедались нормальной едой, фруктами, хлебом с сыром и пивом :) А потом пошли в следующий поход - по Кордильере Уайуаш, но это уже другая история...

Практическая информация

Страховка для походов до 6000 метров

Обычные полисы не покрывают горные походы любых категорий сложности. Нужна отдельная спортивная страховка. Оптимальный вариант - это купить для активных дней страховой полис от Worldnomads - это международная страховка, оформляется онлайн, даже если вы уже в путешествии, и покрывает походы до 6000 метров.

К сожалению, для украинцев и белорусов Worldnomads не продается (но можно купить, если вы резидент другой страны, которая есть в их списке).

Для Украины есть сайт с разными страховками - там можно подобрать полис с опцией спорта. Только не берите Провидну и страховые с ассистансом Balt Assistance - у нас с ними был очень плохой опыт!

Жилье в Уарасе

В Уарасе хватает отелей разной ценовой категории, и мы искали на месте, но если вам не хочется тратить на это время, общаться с ними на испанском и таскаться по городу с рюкзаком, то лучше забронируйте. Отель или хостел можно подобрать на букинге или хотеллуке.

Как добраться до начала маршрута

В Уарас лучше всего ехать ночным автобусом, например, из Лимы. А в Лиму уже полно перелетов отовсюду, это большой транспортный хаб.

Как найти дешевые авиабилеты

Чтобы найти дешевые авиабилеты, я обычно сравниваю цены с помощью агрегаторов. У них всех один и тот же принцип - они ищут билеты по базам сотен авиакомпаний, но их базы могут отличаться, поэтому и цена будет лучше то в одном, то в другом - проверяйте все сразу.

• KIWI - нереально гибкий поиск, и есть гарантия стыковки, даже если вы летите лоукостами и первый рейс задержался!
  • AVIASALES - лучшие цены на билеты из России и Казахстана, удобный календарь низких цен.

Из Уараса (Huaraz) едем на автобусе до Караса (Caraz). Потом другим автобусом до Cashapampa, потом на такси или уговорить тот же автобус до Hualcayan. Мы нашли такси в Карасе за 70 солей. Ехали примерно 1 час 45 минут по ужасно раздолбанной грунтовке.

Правила стоянки в Кордильера Бланка

Ставить палатку можно не только на кемпингах, а везде вдоль тропы.

Ослы и портеры

Как эконом-вариант, можно не брать супер-тур с гидами и поварами, а нанять только ослов (burros) и погонщиков. Как нам рассказали, нормальная цена 5$ в день за осла, 10$ за погонщика. Минимальный комплект 2 осла и 1 погонщик. Туристы покупают еду на погонщика и готовят ему сами. Ослы, естественно, едят сами траву, до которой могут дотянуться.
Носильщик (портер) стоит 30$ в день и применяется на восхождения на ледники (там, куда ослам идти неинтересно из-за отсутствия травы).
В одном из агентств в самом центре Уараса нам заломили 25$ за осла и 40$ за погонщика, при минимальном комплекте 3 осла + 1 погонщик. Огого! И есть же туристы, которые на это ведутся!

Вода

В нацпарке настоятельно рекомендуют или хорошо кипятить воду, или использовать водоочистительные таблетки, по всему маршруту. И это резонно, потому что там много животных. Даже если вам кажется, что вода идет из скалы, то скорее всего, когда вы подниметесь повыше, то обнаружите, что это ручей просто стекает по скале, а наверху в нем моют ноги и гадят коровы или овцы.
А вообще, воды хватает, большие запасы тащить не нужно.

Трек gps

Мы пользовались этим треком: https://www.wikiloc.com/wikiloc/view.do?id=1891706. Он не везде идеально точный, но заблудиться нам не дал.